УСЗ «Дружба», Москва, Россия (23.11.01)

Третий приезд Гленна Хьюза в Россию выпал на город Москву. Один из предыдущих концертов прошел в Санкт-Петербурге, тогда, композиция "You Keep On Moving" исполненная на том вечере получила самые громкие овации и восторженные отзывы. Мощным и эффектным оказалось выступление в поддержку политической партии В.С. Черномырдина. Концерт Гленна Хьюза в Москве нельзя было пропустить, особенно учитывая его роль в британском коллективе Deep Purple.

По поводу приезда звезды была организована пресс-конференция, назначенная на 23 ноября. Она была проведена в достаточно широком зале гостиницы «Украина». На мероприятие собрались представители музыкальных СМИ, все они имели необходимую аккредитацию для посещения столь значительных мероприятий. Всего собралось около 15 журналистов, многие из которых приготовили материалы для получения автографа звезды. Помещение было украшено небольшими плакатами зеленого цвета, которые уже примелькались на улице.

Хотя пресс-конференция и была назначена на 12 часов дня, Гленн Хьюз пришел в зал раньше назначенного времени. Его сопровождали промоутер по имени Адам и переводчик. Вместе с ними пришла неизвестная женщина, которая села у стены, где располагался плакат "Classic rock". Позже стало известно, что это жена Гленна Хьюза, которую зовут Гэбриэл. Она носила очки, а ее телосложение было достаточно хрупкое.

В целом, появление Гленна не было шумным, некоторые не сразу его заметили. Идя к столу, он поздоровался за руку со многими людьми, которые встретились ему. На столе уже все было готово к пресс-конференции. К долгожданному моменту уже собралось 20 человек зрителей, которым было любопытно происходящее. С появлением звезды начали щелкать фотоаппараты, включились видеокамеры и диктофоны. На мероприятии не было замечено телевизионных камер, их же и не было на последующем концерте, хотя стоит отметить, что прошлый визит Deep Purple вызвал неподдельный интерес со стороны ТВ.

Начало конференции ознаменовалось представлением Гленна в достаточно краткой форме. Это говорило о том, что Хьюз является знаменитым во всем мире музыкантом и не нуждается в официальном объявлении. Промоутер предложил немедленно перейти к вопросам. А переводчик Гленна Хьюза пожелал слышать вопросы на русском языке.

Вся пресс-конференция продолжалась 30 минут. Гленн отличился спокойствием, доброжелательностью и искренней радостью, связанной с вопросами по поводу его творческой деятельности и явными знаниями его музыкальной карьеры. На все вопросы музыкант отвечал охотно, в его поведении чувствовались небольшой артистизм и манерность. Можно отметить, что в зал пришли люди, которые был хорошо знакомы с его деятельностью. Благодаря этому, во многих специализированных изданиях, посвященных музыке, можно найти качественные и подробные отчеты по пресс-конференции.

В диалоге Хьюз рассказал о запланированном выпуске альбома "HTP", который явился совместным результатом труда с Джо Линн Тернером. Этот альбом отличился наличием студийных записей. Хотя ранее предполагалось выпустить просто записи с концерта в Японии, который состоялся в 2000 г. К тому же сам концерт издан не был. Название альбома "HTP" в деталях означает "Hughes Turner Project". В его создании поучаствовали также "JJ" Marsh, Shane Gaalaas и Paul Guilbert, известность к которому пришла благодаря команде Mr. Big. Она тоже выступала на концерте в Японии.

Артисту был задан вопрос о людях, с которыми он хотел бы творчески поработать. Гленн рассказал, что предпочитает музыку в жанре"spiritual funky". В связи с этим его привлекает работа с такими музыкантами как Стиви Уандер, Крис Роббинсон и Трент д' Арби. А в ответ на вопрос о любимом музыкальном инструменте, он сказал, что «предпочитает тоже, что и Пол МакКартни». Такой ответ стал достаточно ловким, учитывая тот факт, что МакКартни просто невозможно представить без вокала или баса.

Музыканту был задан вопрос и о Томми. Гленн Хьюз с теплотой отозвался о том времени, когда проживал в его доме. Тогда Томми был только принят в коллектив Deep Purple. Совместное проживание помогло им крепко сдружиться. Гленн снова рассказал уже известную историю о руке Томми Болина, которая потеряла чувствительность, когда Томми вколол себе в Джакарте наркотическое средство низкого качества. Гленн Хьюз показал на себе и объяснил, что после такого отрицательного влияния, а затем продолжительного сна на правой руке Болин не смог сыграть ничего серьезного. В связи с этим музыкант жалеет о выходе альбома "Last Concert In Japan", не смотря на то, что запись была переиздана.

Один журналист спросил его о неизданных сессиях времени Black Sabbath. Вопрос очень понравился Гленну и, он заметно оживился. Сам Хьюз называет этот период "Eighth Star". Он был порадован знаниями некоторых присутствующих в зале и, это явно чувствовалось. Что касается бутлегов, музыкант рассказал, что относится к ним спокойно. Он считает, что они не наносят ему существенных потерь, так как он получает хороший доход от продаж официальных записей.

Традиционный характер получил вопрос о любимом альбоме артиста. Самым лучшим для Гленна оказался альбом "Building The Machine". Кроме него он также отметил "Trapeze", "Play My Out". Было высказано мнение по поводу альбома "Addiction". Также он поделился, что этот альбом ассоциируется у него с проблемами и алкоголем, который отнял много сил и времени. Он считает, что в нём есть отражение этого периода его жизни.

На вопрос об отношении к современным и популярным коллективам Хьюз ответил, что может выделить Limp Bizkit. Сама команда ему вполне симпатична, но их музыкальный стиль он играть не готов.

Был задан и вопрос о взаимоотношениях Гленна с Deep Purple. Музыкант рассказал, что в 1999 г. принял участие в телешоу вместе с Лордом и Гилланом, которое проходило в Швейцарии. Он считает, что все получилось неплохо. К тому же Гленн Хьюз упомянул о работе с Ковердэйлом на американском радио в 2000 г. Музыкант сообщил и о некоторых планах с другим участником коллектива Дэвидом.

Вопрос, связанный с проведением переговоров об участии Гленна Хьюза в Deep Purple весной 1973 года, когда в составе коллектива был еще и Гловер, поставил музыканта в небольшую растерянность. Это могло произойти и по причине некорректного перевода. Гленн ответил, что этого не было, а переговоры были проведены в июле того года.

Через некоторое время пресс-конференция подошла к концу. В этот момент подтянулось еще несколько опоздавших журналистов и поклонников. После окончания Гленн Хьюз встал и пригласил желающих подойти и подписать все приготовленные материалы. Журналисты и поклонники начали доставать свои диски, обложки, журналы и пр. Гленн никому не стал отказывать. Он соглашался сфотографироваться и позировал для некоторых фотографий. Для кадров официальной фотосъемки он иногда снимал черные очки, хотя на всей конференции и концерте был в них. Когда он снял очки, все увидели его достаточно беззащитные глаза на худощавом лице. Тогда у него был ярко-рыжий цвет волос, которые не меняли общее выражение его лица. В целом его внешний вид был немного худощавым, особенно при сравнении с периодом выступлений в составе Deep Purple.

Один журналист принес для подписи "Burning Japan" и передал привет от Леннарта и Пэра, которые являются шведскими знатоками по Хьюзу и занимаются его личным сайтом. Гленн был очень удивлен встречей общего знакомого и с радостью обсудил преимущества Интернета для общения между людьми. Он добавил, что на концерте будет звучать "Mistreated", которую давно обещали Леннарт и Пэр. Гленн был удивлен от того, что российский журналист знаком с его веб-мастером. После конференции он рассказал об этом своей жене Гэбриэл. Когда закончилась раздача автографов и разговоры, Хьюз уехал в ЦУМ, где также был назначен сеанс для автографов. Многие люди все еще медленно выходили из зала гостиницы «Украина». Они не ожидали такого быстрого завершения пресс-конференции с долгожданной легендой.

В этот же день в 19 часов вечера был назначен концерт Гленна Хьюза. Он проходил в здании концертного зала «Дружба». Вход был достаточно спокойным и непринужденным. Милиции было немного, а обыски вообще отсутствовали. Сдача курток в гардероб была не обязательной, лишь изредка предлагалось это сделать. Не чувствовалось ажиотажа, который обычно сопровождает концерты такого уровня. Сам концертный зал был полутемный, а небольшая группа фанатов сбилась в кучу возле самой сцены. Трибуны были пусты, а на танцевальную площадку понемногу спускались люди. Многие из них были явными фанатами музыканта. Их выделяли куртки с изображениями и надписями, касающиеся Хьюза, а также майки с "Machine head".

У многих были разнообразные атрибуты, сделанные из кожи и ее заменителей. Вся такая одежда покупалась недалеко от зала, где расположился небольшой стеллаж. Кроме того, можно было увидеть людей и в более солидной одежде. Они были в галстуках и пиджаках, которых под руку держали легкомысленные барышни. Среди их разговоров можно было понять, что они собираются посетить и Санкт-Петербург по поводу запланированного туда приезда Хьюза. В зале можно было встретить всех участников обеденной пресс-конференции. По сравнению с Олимпийским или дворцом спорта в Лужниках небольшой масштаб позволил легко найти друг друга.

Вскоре все началось. На сцену вышел человек и объявил о выступлении Гленна Хьюза. Но перед выходом легендарного музыканта публике была представлена отечественная группа "Tolerance", которая выступила в качестве разогрева. На сцену вышли три гитариста в сопровождении барабанщика. Они начали играть. Их музыкальный стиль напоминал дух самого Гленна Хьюза. Это была смесь фанка и хард-рока. Вокалист исполнял все композиции в манере британского музыканта. В его нотах можно было услышать и голосовые оттенки Боннета и Ковердэйла. Все это усилило эффект ожидания и, все с нетерпением ждали появления звезды. Люди получили существенный заряд энергии и бодрости.

Примечательным была и легкая доступность пива «Туборг», которое выступило спонсором концерта. Все это плохо сочеталось с рок концертом, который обычно характеризовался другой обстановкой. Пить пиво, было разрешено в концертном зале, в процессе наблюдения за тем, что происходило на сцене. Что касается группы, выступившей на разогреве, то их работу можно оценить положительно. Они хорошо зарядили толпу, не смотря на то, что многие композиции были похожи на известные зарубежные хиты. Полноватый гитарист группы, являющийся её лидером, тоже порадовал. Он использовал Стратокастер и смог выдавать лихие пентатоники. Слушатели смогли увидеть и способности музыкантов к белой игре на гитаре, которая артистично была заброшена на плечо. Все было как у известных звезд.

Спустя некоторое время на сцену снова вышел тот же человек и объявил о выходе Гленна Хьюза. В зале было, не более полутора тысяч человек, которые не смогли издать оглушительный и радостный рев. На вид там вообще было несколько сотен человек. После объявления на сцену вышли гитарист и барабанщик. За ними на сцене появился менеджер, внешне напоминающий итальянца. Он поприветствовал всех от имени артистов и снова сообщил, что приехал Гленн Хьюз. Луч прожектора переместился на то место, откуда вышел Хьюз и осветил для всех его фигуру.

Легендарный басист, освещаемый светом и оглушаемый восторженными криками толпы, прошел к микрофону. Было заметно, что публика рада его видеть. Барабанщик, гитарист и сам Гленн Хьюз сразу же заиграли "Stormbringer". В этот момент многие повставали со своих мест и начали продвигаться к сцене. Толпа заметно оживилась. Все происходящее событие выглядело в некотором роде уникально.

Все музыкальное исполнение было в традиционном стиле. Гитарист JJ Marsh хорошо знал свою работу и отлично играл на инструменте. В некоторых моментах, где было необходимо, он брал стиль блэкморовских сольников. Гитара была оборудована необходимыми звуковыми примочками, которые также были в традиционном духе distortion. Такое оснащение было вполне оправдано, так как гитаристу приходилось принимать на себя функциональные особенности клавиш и придавать композиции большую звуковую насыщенность. Самой гитарой оказалась стандартная рыже-черная Les Paul'е.

Начавшийся концерт сразу захватил всех собравшихся в зале, поэтому было трудно в полной мере оценить игру и заменить какие-либо особенности и индивидуальную манеру. Сам JJ Marsh предстал перед зрителями высокими парнем с волосами платинового цвета. Одет он был во все черное и выполнял свою роль, стоя практически на одном месте. С публикой он был немного сдержан и не выплескивал на толпу бурю эмоций. В некоторых композициях он подпевал Гленну. Но все-таки на концерте был один момент, позволивший выделить его мастерство и артистизм. Произошло это в самом конце мероприятия, в момент ожидания зрителями завершающего encore. JJ Marsh поднял высоко вверх свою правую руку и одной левой стал играть уникальный и незабываемый риф "Burn".

Что касается барабанщика Shane Gaalaas, то он отличился поддержкой твердого ритма и продолжением традиционного стиля скорее Кози Пауэлла, чем Пэйса. Основная часть выступления была завершена именно его соло, которое выглядело немного экономным в использовании средств, но зато мощным и очень убедительным для публики.

Легендарный музыкант вышел на сцену в черных брюках, отделанными круглыми бляхами в ковбойском стиле по бокам, и клетчатой рубашке. Он сразу показал себя неизменным последователем Роджера Гловера, так как играл именно на "Vigier" с пятью струнами. Гленн и раньше отличался тем, что играл на Fender и Rickenbaker, что подтверждало его приверженность к Гловеру. Хьюз был достаточно активен на сцене. Он много двигался, кружил около барабанщика и гитариста, принимал всемирно известные позы, которые стали уже его отличительной деталью. Игра музыканта была вполне привычной и традиционной. Он смог выполнить все эффектно и на высоте. Особенно можно отметить соло, которое прозвучало в "Getting Tighter", остальные партии были достаточно известными. Прорывные мелодии были разбавлены пассажами, звучавшими вживую.

Особое внимание получил голос Хьюза, он подарил ему превосходное прозвище "The Voice Of Rock" причем заслуженно. По сравнению с 1974 годом пение Гленна было потрясающим. Никто не услышал никаких нот и звучаний, которые бы резали слух фальшивым пафосом и излишней манерностью. Композиция California Jam не отличилась появлением неуместных и ужасных воплей и визгов. Что касается самой композиции California Jam, то после завершения "Getting Tighter» Гленн Хьюз сообщил, что будет звучать памятное произведение для этого действительно исторического концерта. После отзвучал потрясающий фрагмент, который соединил в себе голосовые импровизации и инструментальную музыку, что было очень уместным и понравилось толпе.

Хьюз смог оживить в памяти мотивы блюза Ковердэйла, что выразилось в поднятии звука на удивительную высоту, не теряя при этом его мощности. Это давалось ему легко и непринужденно. Трудно было поверить, что перед толпой играл человек, который перешагнул полувековой возрастной рубеж и в прошлом был замечен в различных злоупотреблениях. На протяжении всего выступления он брал высокие пассажи и потрясающе владел голосом, ничем не рискуя на первый взгляд. Выдав новую вышину вокала, Хьюз клал руку на левую сторону груди, а в микрофон говорил, что полностью обязан Господу за талант, которым он его наградил.

После композиции "Might Just Take Your Life" атмосфера в концертном зале была накалена до предела. Но в тоже время, не было давки и ужасного столпотворения. Желающие могли без труда пройти в ближайшие ряды и сфотографировать звезду. Многие стояли в первом ряду в надежде поймать хьюзовские медиаторы, которые доставались с большим трудом. К сожалению, Гленн справился с этой задачей не очень хорошо, а стоявшие у сцены охранники не собирались помогать поклонником в борьбе за артефакты. Они падали между высоким барьером и сценой и были практически не досягаемы для зрителей. Позже легендарный музыкант заметил это и решил немного помочь. После исполнения одной из композиций, он позвал своего менеджера и дал ему медиатор, попросив отдать мальчику, сидевшему на плечах у взрослого мужчины, которому было около 10 лет. Счастливец получил индивидуальный подарок от самого Гленна Хьюза, а все остальные не прекращали сражаться за медиаторы до конца концерта.

Менеджер Гленна Хьюза был достаточно активен. Он не стоял за сценой, как это обычно принято для людей подобной профессии. Он расположился в двух метрах от легендарного басиста, рядом с колонками и реагировал на все, что происходило. Временами можно было заметить как он подпевал некоторые композиции. Кроме того, менеджер внимательно следил за профессиональной съемкой, которая не должна была вестись за пределами временного промежутка, отведенного для нее. Если он замечал нарушителей, то указывал на них охране при помощи небольшого фонарика. Ближе к концу выступления он начал немного общаться с публикой и подавать знаки внимания.

Помимо известных хитов интересным показалось и звучание некоторых старых вещей "Trapeze". Они вызвали бурю эмоций публики и оставили положительное впечатление. А их концертное звучание было очень необычным.

Можно сказать, что зрителям в Москве и Санкт-Петербурге очень повезло. Они смогли услышать полную версию композиции "Mistreated". Хьюз и два его товарища исполнили эту песню. Ранее этот поистине бессмертный хит был ужасно спет Дэвид Ковердэйлом, который воспроизвел всего один куплет в 1997 году. А Гленн Хьюз смог придать ему былую славу в концертном московском зале. Произведение "Mistreated" было первым, которое исполнил Хьюз, будучи в коллективе Deep Purple. Он смог воспроизвести композицию самостоятельно, хотя раньше она пелась в два голоса. В исполнении этого хита, также следует отметить заслугу JJ Marsh, который смог превосходно сыграть вступление, центральное и главное соло. Было бы еще лучше, если гитарист воспользовался Стратокастером, что сделало бы звук менее ограниченным для произведения «Mistreated». Хотя Стратокастер и находился на сцене, но задействован так и не был.

Следующим на очереди было произведение "I've been loosing my mind...", под которое народ откровенно рыдал вместе с Хьюзом. На смену этой композиции пришло превосходное произведение попурри. Потом зал был заряжен новой волной, которая выразилась в штормовой мелодии "Getting Tighter". А через два номера было воспроизведено вступление к "You Keep On Moving". С началом этого вступления Гленн Хьюз предложил толпе спеть вместе с ним часть этой композиции. Зал немедленно отреагировал и завопил что есть мочи слова знакомой песни. Хьюзу очень понравился настрой зала и, он периодически подбадривал общее пение и с большим наслаждением тянул "...and the cry still returning…". Единственным огорчением в этой композиции стало отсутствие "Хэммонда", который умел придать мелодии немного драматизма и мистической таинственности.

Затем публику порадовало барабанное соло, после которого команда удалилась под оглушительные овации толпы. За теплый прием Гленн Хьюз и два его товарища поблагодарили зрителей хорошей игрой "You Fool No One", где можно было выделиться риф гитары "The Mule". В этом исполнении каждый из музыкантов смог продемонстрировать свое личное мастерство и показать то на что он способен.

Небольшая пауза смогла предвосхитить звучание "Burn". Это был фантастический финал, который публика с нетерпением ждала. Все ожидали это бессмертное произведение, и спрашивали друг у друга по несколько раз. Один нетерпеливый молодой человек даже написал на бумаге «Burn» и просил охранников передать пожелание Хьюзу, но такой жест не встретил одобрения возле сцены. Само исполнение «Burn» конечно обрадовало публику, но звучание и музыкальное сопровождение было немного незавершенным. Отсутствие органа снизило всю уникальность этого хита. Сам Хьюз старался, чтобы всемирный хит был на высоте. Он помогал гитаристу своим вокалом возместить явную нехватку клавишного инструмента. Трио музыкантов все-таки смогли это сделать так, что зрители остались довольными.

Концерт был завершен на прекрасной и позитивной ноте. Публика смогла получить последние подарочные артефакты от самого Гленна Хьюза. Зрители уже имели опыт от подобных концертов, и не стали просить повторений на бис и продолжения завершенного мероприятия. Можно с уверенностью сказать, что усталые, но абсолютно счастливые и довольные люди отправились домой. Все смогли получить удовольствие от концерта, который действительно был удачным. Безусловно, не хватало звука высокого качества, что помешало получить истинное удовольствие от музыки. Но все это было с излишком перекрыто прекрасной работой коллектива и голосом вокалиста, которые смогли на протяжении всего вечера держать толпу с улыбающимися и довольными лицами.

После выступления, люди из окружения Гленна Хьюза рассказывали, что все музыканты разъехались по домам в хорошем настроении. Гитарист JJ Marsh поделился, что остался доволен своей игрой в "You Fool No One", которая звучала в Санкт-Петербурге. Все трое остались, полностью удовлетворены своим турне, хотя об их приезде знало мало народу. В основном это были старые фанаты, которые давно следят за их выступлениями. Этому способствовала совсем скудная реклама на радио и полное ее отсутствие на ТВ. К тому же стоимость билета уровня дэнс составила 500 рублей, что в то время было достаточно дорого. Хотя Москва и услышала "Mistreated", но наблюдалась некоторая нехватка материалов с последнего альбома музыканта, учитывая, что концерт рекламировался как представление последней работы Гленна Хьюза "Building The Machine".