Джон Лорд

Джон Дуглас Лорд – английский композитор и один из самых знаменитых клавишников в рок-музыке.

Дуглас известный своей творческой деятельностью в таких музыкальных коллективах, как Flower Pot Men, Artwoods, Deep Purple, Ashton & Lord, Paice и Whitesnake, в 2002-м году перешел на сольные проекты. Джона Лорда легко узнать по стилю игры из-за характерного звука Хаммонд-органа, которым музыкант часто пользовался во время своих выступлений, а так же легкого налета классического стиля и джаза во всех его произведениях.

Биография (ранние годы)

Джон Дуглас Лорд, родился 9-го июня 1941-го года в Лестере, Великобритания. Музыкой он начал увлекаться еще в детстве, терзая семенное пианино, а с пяти лет стал брать первые музыкальные уроки. В это же время Джон проникся произведениями Баха, которые в дальнейшем оказали заметное влияние на все творчество музыканта. Ему так же нравилась средневековая музыка в стиле Барокко и творения Элгара.

Будучи подростком Джон заслушивался джазовой музыкой и рок-н-роллом в клавишном исполнении, отдавая предпочтение таким музыкантам как Джерри Ли Льюиса. Очевидно, что на путь творческого становления Джона Дугласа оказала влияние смесь рок-н-ролла, джаза и классики.

Когда Джону исполнилось 19 лет, он вместе со своей семьей переехал в Лондон. Молодой человек грезил о карьере актера и поступил в Центральную школу сценической речи и мелодрамы. Параллельно с учебой юный музыкант периодически выступал в пабах вместе с различными музыкальными коллективами, специализирующимися на стилях джаз и ритм-энд-блюз. Первой официальной группой Дугласа стала Bill Ashton Combo, исполняющая джаз-бэнд на саксофоне.

В 1963-м Джон Лорд вместе с Биллом Эштоном присоединился к Red Bludd’s Bluesicians (The Don Wilson’s Quartet). В то время Джон впервые обзавелся электрическим органом. В следующем году он начал вносить свой вклад в создание группы Artwoods, солистом которой стал Арт Вуд, брат Ронни Вуда – участника Rolling Stones. Так же он участвовал в записи альбома «You Really Got Me» группы The Kinks.

Стиль Artwoods предполагал наличие органных мелодий, исполненных в блюзовой тональности, приблизительно как у Animals и Spencer Davis Group. Начало было довольно успешным, музыканты выпустили ряд синглов и EP (среди них «I Take What I Want», который 28-го мая 1966-го года поднялся до 28-го места, теперь эти вещи звучат в альбоме «Art Gallery»). Тем не менее, в финансовом плане проект можно считать провальным. Тогда Лорд решил кардинально изменить имидж группы – теперь она стала называться St Valentine’s Day Massacre, а в ее репертуаре появились «гангстерские» песни. Однако попытки реанимировать группу не увенчались успехом. «Я всеми силами пытался выжать из Artwoods все что можно, видоизменял и модифицировал ее изнутри. Даже включил в свои партии музыку известных классиков, но это не вызвало нужной реакции».

Лорд начинает сотрудничать с командой Ронни Вуда Santa Barbara Machine Head, которая записала три инструментальные композиции. После нескольких безуспешных попыток подписать с какой-нибудь фирмой контракт, Лорд покидает коллектив и переходит к Flower Pot Man – группе, специализирующейся на вокале и поэтому нуждающейся в аккомпаниаторах. Музыкант не записал с группой ни одного альбома, все его участие с этими ребятами ограничилось знакомством с одним из основателей Deep Purple Ником Симпером.

В начале 1968-го года Джон Лорд становится одним из организаторов Boz вместе с Чезом Ходжесом, Ричи Блэкмором, Яном Пэйсом и Бозом Баррелом (последний в дальнейшем станет участником групп Bad Company и King Crimson). Группа просуществовала недолго, зато стала трамплином для создания в 1968-м году нового проекта – Roundabout.

С Deep Purple 1968—1976

Джон Лорд продолжает постигать секреты игры, совершенствуя свои навыки в музыкальном искусстве. В то время многие именитые музыканты перешли на синтезатор Муга, однако Лорд продолжал экспериментировать с клавишами на базе Хаммонд-органа – именно такая музыка была нужна Ричи Блэкмору. Кроме того Лорд использовал RMI368-Electropiano и харпсихорд, а в 1973-м году он с помощью техников создал Хаммонд С3.

Джон Лорд с помощью усилителей Marshall добился более тяжеловесного и внушительного звучания клавишных – идеальной основы для игры Блэкмора.

Музыкальный стиль Лорда с развитием Deep Purple так же претерпевал некоторые изменения, однако он был все так же узнаваем и по-прежнему сохранял своеобразную манеру игры. Вот что говорит Джон Лорд: «До меня стал доходить истинный смысл слова «чувственность». Я хорошо владею техникой игры, но мой стиль органиста был всегда бесчувственным и холодным. Я многому научился у нашего гитариста Ричи Блэкмора и что-то взял у барабанщика Яна».

Первое время существования Deep Purple Лорд Джон задавал тон музыкальной направленности группы. Постоянное тяготение органиста к классической музыке, стычки с Ричи Блэкмором, который, в свою очередь, стремился подражать Led Zeppelin – все это накладывало отпечаток на всю совместную деятельность музыкантов и, как следствие, на конечный результат их работы. Самым их сильным творением за всю бытность Deep Purple совместно с Лордом стал альбом «Concerto for Group and Orchestra», записанный в 1969-м году в Альберт-Холле. Но Ричи продолжал упорно гнуть свою линию и последующие произведения группы стали более тяжеловесными, с преобладанием хард-рока.

Однако виртуозный органист Джон Лорд и здесь нашел применение своим умениям сочетать различные стили и моделировать свой собственный стиль. Он легко вплетал в стремительный и звучный хард-рок элементы, взятые из классических произведений. При этой различный подход музыкантов к своему делу ничуть не мешал творческому процессу, и не вызывал ни малейшего напряжения. Конфликты были начисто забыты, и между участниками Deep Purple теперь царило полное взаимопонимание. Каждый продолжал заниматься своим делом, не претендуя на главенство.

Джон Лорд оставался в Deep Purple вплоть до ее распада в 1976-м году.

С 1971-го года Джон начал работать над собственными проектами, параллельно сотрудничая с другими музыкантами. Нельзя сказать, что его творения относятся к какому-то определенному стилю – музыкант и в этот раз остался верен себе, соединяя современную музыку с неизменной классикой. В этот период он записал альбомы с Ивонной Эллиман, Тони Эштоном, Альбертом Ли и Кармайном Эпписом. Вместе с ними работал композитор и дирижёр Эбергард Шёнер. Нередко к Лорду присоединялись и его коллеги по Deep Purple – Роджер Гловер и Ян Пэйс. Все его альбомы очень различаются по стилю и настроению – в них нашлось место и традиционным фортепианным произведениям и тяжелым и монументальным вещам. Несмотря на такую, кажущуюся на первый взгляд, непохожесть, все композиции Лорда пронизаны его узнаваемой и запоминающейся манерой игры.

Whitesnake 1978—1983

В Whitesnake задача Лорда заключалась в том, чтобы создать нужный музыкальный фон для двух гитаристов – Мики Муди и Берни Марсдена. Однако в некоторых музыкальных фрагментах мы можем ясно различить характерные звуки безупречной игры талантливого органиста Джона Лорда. Теперь к традиционным клавишам были добавлены электропиано Yamaha, а так же пресловутые синтезаторы Муга, благодаря которым можно было играть двенадцатитактовые блюзы, что пользовалось большим спросом. Благодаря этим нововведениям в музыке Whitesnake органично переплетались жесткие звуки струн с благородными клавишными звуками, и этому всему был придан блюзовый оттенок.

В это же время Джон Лорд выпустил два альбома, которые кардинально отличались друг от друга. В альбоме «Before I Forget» слились воедино классические произведения в современной обработке (в одном из треков была использована незаконченная сюита Баха), энергичный и пробивной мэйнстрим, а так же классические фортепианные баллады, исполненные Вики Браун и Сэм Браун – матерью и дочерью. В записи принимали участие Кози Пауэлл, Саймон Филипс, Нейл Мюррей и другие. Вопреки устоявшейся традиции, на этот раз Лорд обошелся без оркестрового сопровождения. В противовес первому второй альбом состоял полностью из оркестровой музыки, а Джон Лорд – автор всех произведений.

Помимо записи сольных альбомов, Джон работал в качестве приглашенного музыканта вместе с Кози Пауэллом, Джорджем Харрисоном, Дэвидом Гилмором и Грэмом Боннетом.

Deep Purple 1984—2002

После возобновления совместной деятельности с Deep Purple, Джон Лорд вместе с группой записал три альбома. В репертуаре музыкантов был все тот же неизменный хард-рок, Лорд продолжал работать в различных плоскостях для создания собственного уникального стиля. На этот раз Ричи и Джон не смогли смириться с различием музыкальных взглядов между собой и снова возненавидели друг друга, как в прежние времена. Вспомнились давние обиды и старые конфликты разгорелись с новой силой. Яблоком раздора стала не борьба за власть, а опять же расхождение мнений относительно того, в каком направлении необходимо двигаться. Джон Лорд полагал, что в альбоме «Slaves & Masters» невыдержан стиль, которого следует придерживаться, а что касается Джо Линна Тёрнера, его вокал плохо гармонирует с имиджем группы и не отвечает поставленным задачам. Лорд настоял на возвращении Яна Гиллана. Менеджеры группы поддержали это решение, и Ричи Блэкмор вынужден был смириться. Однако его выдержки хватило ненадолго, бунтарский нрав брал свое, и Ричи ничего не оставалось делать, как уйти из команды.

А Джон тем временем записал один сольник и несколько альбомов, которые так и не были изданы. Одним из выдающихся творений музыканта стал альбом «Pictured Within», выпущенный в ноябре 1998-го года. Джон посвятил его своим покойным родителям, которые ушли из жизни незадолго до выхода диска. В этом альбоме ясно демонстрируется выдающийся талант и безупречный профессионализм органиста.

19-го сентября 2002-го года Джон Лорд выступил вместе с Deep Purple на концерте в Ипсвиче, после которого ушел из группы, чтобы полностью заняться сольной работой.

2002 — по настоящее время

Как и было запланировано, Джон выступает соло и занимается написанием альбомов. Основой упор он делает на классическую музыку. Две его оркестровые композиции вошли в сборник классических произведений 2007-го года, выпущенный EMI. Кроме того Лорд работает с The Hoochie Coochie Men, где доминировал его любимый ритм-энд-блюз.

В октябре 2009-го года Джон Лорд впервые побывал в России. Были проведены концерты в Екатеринбурге (9-го октября), Санкт-Петербурге (12-го октября) и Москве (15-го октября). В Петербурге, в Ледовом дворце Джон Лорд выступал с Оркестром Государственного Эрмитажа под управлением Фабио Мастранжело, а в Москве – с Московским симфоническим оркестром. Все выступления Лорда дополнялись номерами венгерского коллектива Cry Free, репертуар которого пестрит кавер-версиями Deep Purple. Были так же вокалисты Кася (Катажина) Ласка и Стив Бальзамо. В исполнении музыкантов прозвучали известные хиты Deep Purple с налетом классики, композиция Лорда «Concerto for Group and Orchestra», а так же кое-что из его сольных вещей.