Дон Эйри: «Мы никогда не играем на сольных альбомах друг друга»

Клавишник Deep Purple Дон Эйри пребывает в прекрасном настроении, и даже мировой тур группы его не утомляет. Музыканты вскоре прибудут в Москву с программой «Now What?!» — очередного студийного альбома, который окунул публику в пучину рок-н-ролла 70-х. При этом новый материал Deep Purple далеко не ностальгический: он очень драйвов, бодр и свеж. О том, где ветераны рока берут вдохновение, о прелестях живой игры и о попурри из русских песен в интервью рассказал Дон Эйри.

— Вы долго не записывали новых песен, а потом вдруг выдали отличный роковый альбом, который, на мой взгляд, — одна из лучших ваших пластинок вообще. Сложно было психологически решиться записать что-то новое, ведь и старые песни не так уж плохи?

— Старые песни отличные, согласен, но группа жива тогда, когда делает что-то новое. Мы давно подступались к новому материалу, но не спешили. Заготовок была масса: я посчитал, мы репетировали где-то тридцати с лишним вещей, тридцать две, если быть точным. Но потом мы «собрали» песни для альбома и отправились в студию.

— Вы пишете песни все вместе. Много ли разногласий в процессе совместного творчества?

— Как обычно. Мы спорим, но не ссоримся. В этот раз довольно много идей исходило от меня и Стива, так что у остальных ребят периодически возникали к нам некоторые вопросы. Но в целом мы довольно быстро договариваемся между собой, так что никаких серьезных споров не возникало.

— Соавтором новых песен указан Боб Эзрин. Кто он для вас — продюсер или равноправный участник группы?

— Боб работал с нами в первую очередь как продюсер. Хотя мы считаем его полноценным соавтором написанного материала. Он никогда не «перегибает палку», а предлагает. Выглядит это так — мы приходим, играем какую-то вещь, Боб ее слушает, иногда просит сыграть еще раз, а потом предлагает что-то изменить. Причем эти предложения у него всегда обоснованы, он не говорит «Нет, ребята, играйте по-другому», он всегда объясняет, почему мы должны играть по-другому. Это очень важно.

— В студии оказались два не самых слабых рок-продюсера: Боб Эзрин и Роджер Гловер. И как они взаимодействовали между собой?

— Разговаривали друг с другом (смеется). Когда ты член группы, это очень нелегко быть одновременно и продюсером. Роджер, конечно, постоянно шушукался с Бобом, они все время что-то обсуждали — от звучания песен до обложки пластинки. Они на самом деле очень близкие друзья, так что никакой ревности или соперничества там нет и в помине.

— На альбоме есть песни, посвященные Джону Лорду. Одна из них «Uncommon Man» с ярко выраженной клавишной партией. Можно поподробнее о ней?

— Когда мы начинали записывать альбом, Джон был еще жив, но уже очень болен. В принципе, мы понимали, что конец неизбежен, но в это как-то не верилось. Мы начали записывать «Uncommon Man» еще до смерти Джона, мы взяли кое-что из «Child In Time» и решили немного поимпровизировать с мелодией и гармониями. А потом пришли грустные новости... Мы все были шокированы и я стал доделывать «Uncommon Man» уже как свой персональный трибьют Джону.

— Будет ли какое-то специальное посвящение памяти Джона на концертах?

— Мы сыграем «Above & Beyond» и посвятим ее Джону. Думаю, это будет правильно — единственный способ почтить память музыканта, это сыграть в память о нем. Что мы и сделаем. Еще сыграем и «Uncommon Man». Вообще, в сет-листе будет пять-шесть песен с новой пластинки.

— Каков процент наложений на альбоме?

— Минимальный. Практически все сыграно в живую. Ну, может быть, я добавлял какие-то эффекты, но процент наложений или использования сэмплов очень незначительный. Я не очень люблю сэмплы, это мне кажется чем-то искусственным. Я за живую игру.

— На российских концертах во время собственного сольного выхода вы всегда играли поппури из русских мелодий. Будете ли вы делать то же самое и в этот раз?

— Конечно! Я очень люблю гастролировать в России. У нас есть в России фанат, который всюду за нами ездит, мы с ним познакомились, подружились, и он ездит на все наши концерты от Москвы до Красноярска. И я попросил его как-то принести мне ноты каких-нибудь русских песен или известных мелодий. Он принес — и я теперь могу их включать в свой сольный кусок, просто чередуя.

— С новым альбомом Purple все ясно, а что происходит с Вашим сольным творчеством?

— Я закончил очередной сольный альбом, он выйдет в конце февраля.

— Кто-нибудь из группы помогал в записи?

— У нас есть правило — не играть на сольных альбомах друг друга. Более того, это зафиксировано в наших контрактах: если ты записываешь сольный альбом, никто из Deep Purple не вправе участвовать. На гитарах играют Роб Харрис и Саймон МакБрайд, который по манере очень похож на Гэри Мура.

— А что происходит с супергруппой Living Loud?

— Этот проект завершен, мы слишком заняты, так что не факт, что мы сможем снова собраться.

— Жалко. Получилось свидание на один вечер...

— Не на один вечер. Мы сыграли два концерта! (смеется)