Ritchie Blackmore (with Candice Night) - Рыцарь тишины

Ричи Блэкмор любезно согласился ответить на несколько вопросов нашего издания. Речь шла об отдыхе замках и, конечно же, музыке.

- Мистер Блэкмор, вот вы ежегодно проводите свой отпуск в немецких замках. Не надоедает?

- Мне это никогда не надоест. Я уже знаю почти все замки Германии. Если вы назовете мне какой-нибудь немецкий городок, я вам расскажу обо всех замках в его округе и посоветую, в каком лучше остановиться.

- Возьмем, к примеру, Франкфурт…

- Я не очень люблю там бывать, так как предпочитаю небольшие и тихие города. Зато все, что вокруг Франкфурта, мне очень даже нравится. Когда мы приезжали во Франкфурт с концертами, я часто останавливался в замке Таунус в Кроненберге, который расположен между Франкфуртом и Висбаденом и существует уже более 700 лет. Бывало, я проезжал через Висбаден и ночевал на берегу Рейна… У вас какой-то недоверчивый взгляд.

- Скорее внимательный.

- Я знаю, что немцы всегда рвутся в солнечную Испанию. Что до меня, я больше предпочитаю посещать те места, в которых сохранилось музыкальное наследие. Все великие музыкальные произведения были написаны в радиусе 600 километров от Берлина. Польша, Австрия, Франция, Бавария. Я не имею ничего против Испании и Италии, там тоже были великие композиторы. У испанцев совсем другое мировоззрение, поэтому в их музыке кипят страсти, а ее мотивы немного напоминают цыганские. Музыка кельтов наоборот, более легкая, игривая.

- Не кажется ли вам, что в немецкой музыке 15-го века сквозит уныние и печаль?

- За это я ее и люблю. В ней чувствуется глубина, и в ней есть своя философия. Ее не каждый способен понять и оценить. Но она и создавалась не для толпы. Когда мы приезжаем в Германию, мы погружаемся в мистический и таинственный мир. Иногда мы дотрагиваемся до крепостной стены, чтобы подзарядиться ее древней энергией. Камни хранят воспоминания о былом – о войнах, распрях, религии, искусстве. Обо всем, что волновало людей во все времена. В Германии прекрасно сохранились памятники архитектуры – это и замки, и старинные города, и простые дома, и крепости. Здесь я становлюсь самим собой. Здесь родина нашей музыки.

- Не приходится постоянно настраивать ваши инструменты в этих древних стенах?

- Это ерунда. Сегодня за всеми этими замками внимательно следят, там нет сырости, все помещения хорошо отапливаются и проветриваются. Инструменты приходится настраивать, когда мы выходим с ними на улицу. Я не в состоянии писать средневековую музыку в обычной студии. Я хочу сбежать оттуда. Там меня начинает преследовать ощущение, будто я опять в школе.

- Складывается впечатление, что вы не очень-то любили свою школу.

- Школа мне представляется чем-то стерильным и бесчувственным. Мой преподаватель по физкультуры неизменно мне говорил: «Ричи, сделай все для того, чтоб не стать преступником, а то тебя всегда будет выдавать виноватое выражение твоего лица». Его слова навсегда врезались мне в память.

- Мистер Блэкмор, почему вас так тянет в замок Waldeck? Чем он отличается от других?

- Waldeck – невероятно красивое место, а от самого замка невозможно отвести взгляд. Ночью в полнолуние из окон можно услышать голоса заключенных, которые в темноте пытаются избавиться от своих цепей, ударяя ими об стену. При этом слышно, как они переговариваются.

- Вы говорите о заключенных?

- Да, вы не ослышались. Доносится грохочущий звук цепей и слышится их скорбное «УУУУУУУУУУУ». В древности замок Waldeck был местом заключения, в нем же располагалось помещение для судебных разбирательств. Рядом с залом суда имелась скважина, куда сбрасывали так называемых ведьм для предстоящих пыток. Однажды мы поинтересовались у владельца замка, можем ли мы туда спуститься, на что он ответил: «Нет проблем». Он велел нам подождать, а сам куда-то отошел. Мы подумали, что он пошел за ключом от ворот. Какого же было наше удивление, когда мы увидели в его руках весь арсенал палача. Нас бросило в дрожь. Он повел нас вниз и продемонстрировал все орудия пыток. И это глубокой ночью! Это было похоже на безумие, а мы – на стайку сумасшедших.

- В других замках вам досаждали призраки?

- Без этого не обходилась не одна наша ночевка в таком замке. Прежний владелец замка Rabenstein – наш друг. Мы спрашивали его, имеются ли у него фотографии призраков. У него они и правда были. Однажды двое туристов независимо друг от друга запечатлели одного и того же призрака. Он не имел четких контуров, у него была расплывчатая фигура. Другая фотография была сделана спустя полгода после первой. Сомнений не было – это был тот самый призрак. Мне не раз случалось видеть странные снимки, но я точно могу сказать, что это фотография бестелесного существа.

- Почему вы так думаете?

- Как-то раз мы решили прогуляться по горным склонам, и сделать красивых снимков. Когда фотографии были готовы, мы увидели на одной из них ту же самую фигуру один в один. Так что имеется уже три фотографии этого приведения.

- На что он был похож?

- На сгусток энергии. Он был весь белый, как будто светился. Казалось, что он состоит из одного света. Он словно вращался и видоизменялся, а потом вновь обретал свою первоначальную форму. Разумеется, на фотографии вращения видно не было.

- Наверно было жутковато?

- Нисколько. Этот случай уже порядком оброс смешными историями и анекдотами. В одной из таких забавных историй рассказывается о хозяине замка, который не хотел ложиться спать до тех пор, пока не встретиться с призраком.

- Это вы про фотографию?

- Нет, здесь речь идет о другом замке. Однажды его владелец, лежа у себя в кровати, вдруг услышал непонятные звуки. Внезапно дверь спальни распахнулась, и из его комнаты в коридор выбежало какое-то существо. Хозяин тут же бросился за ним, но призрачный силуэт быстро удалялся пока, наконец, не растворился в бесчисленных переходах замка. Существо передвигалось очень необычно и мало походило на человека. Кто же это был? Хозяин потом рассказывал, что фигура странно прихрамывала, и напоминала собаку. Но в ту ночь никаких призраков не было, так что напугать его никто не мог.

- Будучи в замках, вы так же нетерпимо относитесь к своим коллегам?

Candice Night: иногда мы собираемся с друзьями у камина и играем для души. Ричи всегда раздражает, если музыка звучит не идеально. Однажды мы исполняли рождественские песни, и когда кто-то взял фальшивую ноту, Ричи вышел из себя. Он просто взял и ушел, сказав напоследок: «Ваша игра никуда не годится. Нужно уметь концентрироваться».

Блэкмор: это правда, временами я бываю просто несносен. Когда кто-то фальшиво играет, мне это режет слух, и я ничего не могу с этим поделать.

Candice Night: должна заметить, что с годами он стал более терпимым и спокойным, хотя иногда раздражение все равно проскальзывает. Он хочет, чтобы все было безупречно, иногда это просто бесит.

- Когда вы разбивали гитары, что вы испытывали?

- Я редко это делал. В какой-то момент я начинал понимать, что больше не в состоянии усилить музыку. Это было своеобразное чувство. И вот тогда я разбивал гитару, чтобы дать выход своим эмоциям. Порой это случалось, когда от меня этого меньше всего ждали. Поклонники удивленно смотрели на меня, а в их глазах читался немой вопрос: «Зачем он это сделал?». А я просто поступал так, как чувствовал.

- На концерте в замке вам уже случалось разбивать свою гитару?

- Нет. Сейчас я стараюсь контролировать свои эмоции во время игры. Я стараюсь больше чувствовать других людей, стараюсь уделять больше внимания своим партнерам по группе. В настоящее время разбивание гитар вошло в моду, стало эдаким украшением шоу. Теперь это часто можно увидеть по телевизору и на живых концертах. Многие только из-за этого на них и ходят. А я не желаю быть как все, поэтому перестал это делать.

- Это правда, что вы еще во времена хард-рока предпочитали останавливаться в замках, нежели в отелях?

- Да, это правда. Я использовал любую возможность, чтобы провести ночь в замке. Вы не поверите, но иногда мне приходилось буквально заставлять себя играть перед огромной аудиторией. Порой я играл совершенно на автомате «Smoke On The Water», а сам в это время думал, что вот уже через час окажусь один в замке и смогу наслаждаться одиночеством. Раньше я всегда узнавал, есть ли замок неподалеку от того места, где мы выступаем. Иногда я ехал туда на своей машине. Моих коллег это всегда удивляло: «Как! Ты едешь в замок? Один?» Иногда они хотели поехать со мной, но потом говорили: «Знаешь, старина, в отеле есть круглосуточный бар, так что мы, пожалуй, останемся». Конечно, в замке никаких баров нет. Да там вообще ничего нет.

- Можно ли это считать отказом от декадентского рок-н-ролла?

- Ну, если вам так нравится, я не возражаю. Мне вспомнился концерт в 1985-м году в Мангейме после воссоздания Deep Purple. На концерт пришло около 60 000 человек. На ночь мы остановились в отеле «Kempinski» во Франкфурте, а на следующий день нас на вертолете доставили к месту проведения концерта. Представили картину? После этого мне было жизненно необходимо сделать перерыв на пару дней. Вскоре я выяснил, что неподалеку от Мангейма есть замки… Величественные и старинные, с подъемными мостами и приведениями.

- Вы переориентировались с самой громкой группы на самую тихую…

- Наша группа действительно очень тихая, мы играем только на акустических гитарах. Мне не сразу удалось перестроиться с электрической гитары на акустическую. Играя на электрогитарах, музыканты пользуются медиаторами, а на акустических гитарах звук извлекается при помощи пальцев. В начале у меня постоянно обламывались ногти, доходило даже до крови. Техника здесь очень трудная. Аккорды рок-гитары с усилителем звучат очень жестко, и еще эхом отдает. На огромных стадионах толком никто и не слушает. А во время игры на акустической гитаре перед небольшой аудиторией важна каждая нота.

- Когда вы заскучаете, то сможете опять играть в замке «Smoke On The Water».

- Не думаю, что это было бы интересно. Если изменить темп, вступление будет звучать в стиле ренессанс. Иногда мы используем маленькие горны, это мне напоминает то время, когда я впервые познакомился с такой музыкой. Мне тогда было 9 лет. Какой-то мальчик, участвующий в детском хоре, пел мелодию «Greensleeves», которая мне очень понравилась. Я иногда задумываюсь, почему для меня эта музыка имеет такое значение. Если бы я был из того времени, я бы мог это объяснить. Хотя, не факт.

- А кем бы вы были в том времени? Королем? Шутом? А может рыцарем?

- Музыкантом, который скакал галопом через леса и поля.