Nick Blagona - Откровенное интервью, Ноябрь 2005

Если в поисковик Google ввести имя Ник Благона, то в списке найденных сайтов чаще всего вы встретите прилагательное «легендарный». Это человек с внушительным послужным списком звукоинженера и продюсера. В нем – и работа с Nazareth, Tina Turner, Cat Stevens, Police, Chicago, Ian Hunter, The Bee Gees, April Wine, T Rex, Moody Blues, King Crimson, Free, и голливудские фильмы, и торжества по поводу открытия и закрытия Олимпийских игр в Монреале (1976 г.). И это не главные его работы.

Наиболее важным в профессиональной деятельности Ника Благоны является его сотрудничество с так называемой "пурпурной семейкой". Как результат – альбомы Rainbow "Straigh Between The Eyes" (1982 г.) и "Bent Out Of Shape" (1983 г.); Deep Purple - "Perfect Strangers" (1984 г.), "The House Of Blue Light" (1987 г.) и "Slaves And Masters" (1990 г.); сольный проект Роджера Гловера The Mask (1984 г.); совместно созданный альбом Гиллана и Гловера "Accidentally On Purpose" (1988 г.) и сольник Гиллана Gillan's Inn в честь 40-летнего юбилея его творчества (начало 2006 г.).

Николай Николаевич Благонадежный – потомок русских эмигрантов, родился в Берлине. Его детство прошло в Монреале. На то время звуковая индустрия в Канаде была в плачевном состоянии. Желая стать звукоинженером и продюсером, Николай в 60-х годах перезжает в Англию, где начинает работу на студиях звукозаписи Decca и Wessex. У Благонадежного был вариант уехать в США, но тогда во Вьетнаме велась война, поэтому после шестимесячного постоянного проживания в Америке парня могли забросить в «горячую точку». Поэтому он выбрал Англию.

Благодаря канадцу, работающему в студии охранником, Николаю доверили его первую работу на студии Decca. Земляк организовал Благоне своеобразное интервью. Первыми работами начинающего звукоинженера были Nights In White Satin группы The Moody Blues. Охранник ночью впускал Ника в студию, и тот практиковался на воспроизведении записей, сделанных другими инженерами студии. Одной такой ночью в студии неожиданно появился, бос вместе с любовницей, чтобы заняться, понятно, чем. Но так как он был женат, и не хотел разглашения своей тайны, ему ничего не осталось, как прослушать работу Благоны. Так он получил свой первый заказ на студии.

Спустя 10 лет, в канун юбилея свадьбы своих родителей, Ник Благона возвращается в Канаду. Здесь он знакомится с Andre Perry, получившим свою известность благодаря записи Give Peace A Chance Джона Леннона. Ник и Андрэ решают стать партнерами, и строят в горах севернее Монреаля студию мирового класса "Le Studio Morin Heights".

Одной из первых работ студии стала музыка к фильму "Saturday Night Fever" ("Лихорадка субботним вечером"). Студия пользовалась большим успехом, и слава Ника Благоны как талантливого звукоинженера росла на протяжении многих лет. В течение 70-80-х годов он работает с известнейшими музыкантами мира, и к концу 90-х уже не имеет в Канаде себе равных в сфере мастерства звукозаписи.

Благону приглашает к сотрудничеству студия Metalworks (Торонто). Ему предоставляют работу ведущего мастеринг-инженера и оборудуют специальную мастерскую. Очень скоро Metalworks, где работает Благона, становится одной из ведущих в мире и известнейших звукозаписывающих студий.

Мастер звукозаписи продолжает свою работу в Торонто, помимо мастеринга в Мetalworks, продюсируя большое количество известных и не очень музыкантов страны.

- На твоем счету – запись сотен разных проектов. Какие из них ты считаешь определяющими в твоей славе самого профессионального звукоинженера и продюсера?

- Мне повезло оказаться, как говорят, в нужное время в нужном месте. В Лондоне 60-х годов мне посчастливилось учиться у самых лучших звукоинженеров тех времен. Работа проходила в быстром темпе – если в понедельник мы записывали пластинку, то на радио она играла уже в четверг. Немало опыта мне дала работа с такими профессиональными музыкантами, как Nazareth, Cat Stevens, The Police, The Bee Gees, и другими. При нашем сотрудничестве каждый стремился сделать запись более совершенной.

- Как ты попал в "пурпурную семью" при записи альбома Rainbow "Straight Between The Eyes"? Кто помог вам встретиться – пластиночная компания, Брюс Пэйн - менеджер Rainbow, или же личные связи (приходит на ум ваше знакомство с Роджером Гловером из «Назарета»)?

- Тогда, в 70-х, я был одним из владельцев канадской студии "Le Studio Morin Heights". Это была первая студия в сельской местности, оборудованная специальной техникой, где можно было, и работать, и жить одновременно. Мы были на то время весьма популярны, поэтому не удивительно, что о нашей студии узнал Роджер Гловер. Мы с ним очень скоро стали друзьями, и дружим, по сей день. У нас много совместно записанных пластинок.

- На первых порах диппеловской карьеры Мартин Бёрч (Martin Birch) на пластинках указывался как звукоинженер, а потом – продюсер. Ты тоже работал в качестве того и другого при записи многих альбомов, включая работу на "Perfect Strangers". Где вы видите грань, отделяющую работу звукоинженера от продюсерской деятельности?

- Да, иногда эта грань очень чувствуется. В процессе работы наступает момент, когда приходится давать музыкантам наставления по некоторым аспектам звукозаписи. Я часто оставался в студии допоздна, когда уже все разошлись, работал над звуковыми эффектами и старался найти новое звучание. Поэтому на альбоме и упоминается мое имя в качестве «инженерного творца».

- Согласны ли вы, что некоторые студии пригодны только для записи определенных жанров музыки – джаза, классики или хэви-метала, не беря во внимание явное ограничение по размерам самой студии?

- Да, я считаю, что это так. Если студия большая, человек на 80, то в ней вы можете записывать, что угодно. Хорошо в большом помещении будут звучать барабаны для тяжелой музыки. Если студия работает над наложением звука на уже готовую запись, то здесь объем пространства не важен.

- Многие знают, что один непрофессиональный инженер может запороть даже самый классный альбом. А если наоборот – может ли талантливый звукоинженер сделать из посредственного материала отличный альбом?

- Может. Хороший инженер может заставить отлично звучать все, что угодно. Если говорить по-английски, мы именно тем и занимаемся, что «полируем куски дерьма». А дерьмо не может стать чем-либо иным, но становится аккуратным и броским.

- Объясните понятие «коммерческий звук». Многие критики сейчас используют это выражение.

- Да, конечно, существует такое понятие. «Коммерческий звук» означает, что если пластинка стала хитом, то сразу же находятся люди, которые ее копируют и делают на этом свой бизнес. Таким примером может служить группа Nickelback. Их звучанию стало подражать столько коллективов, что теперь их трудно отличить друг от друга. В поп-музыке такое происходит испокон веков.

- Ты был одним из очевидцев цифровой революции в звуковой сфере. Но многие считают, что цифровой звук намного уступает аналоговому, более естественному. Ты с этим согласен?

- Разница между цифровым и аналоговым звуком, конечно же, есть. Цифра вносит в звучание нечетные гармоники, а аналог – четные, которые для человека более приятны.

- Ты работал со многими музыкантами, в их числе были и суперзвезды. Часто ли ты прислушивался к их требованиям как-либо поменять звучание, не будучи с ними согласен?

- Я рад, что мне не пришлось оказываться в такой ситуации. Задачей профессионального инженера или продюсера является руководить всем процессом создания музыкального произведения искусства. Хочу, чтобы и в дальнейшем таких ситуаций не возникало.

- Тема бутлегов со студийными записями репетиций и так называемыми «грязными миксами» (rough mix) - особая для коллекционеров. Иногда такие записи становятся достоянием узкого круга собирателей. Роджер Гловер однажды был очень удивлен, узнав, что по рукам бутлеггеров передается имеющаяся у него запись группы Rainbow с репетиций темы, позже ставшей "Perfect Strangers". Это касается и записи "Slaves & Masters", над которой работал ты – ее черновые варианты давно выложены на бутлеге. Ты догадываешься, как они могли туда попасть? И существуют ли какие-то секреты хранения в студиях черновых записей и ограничения доступа к ним?

- Для меня всегда было сюрпризом появление подобных бутлегов. Но если вдуматься в процесс нашей работы, будет понятно, откуда возможны утечки. Мы делаем черновые миксы, записывая их на кассеты, а сейчас – на диски, раздаем их всем членам коллектива и менеджерам. Некоторые экземпляры теряются, их кто-то находит, и пошло-поехало. Так все и происходит.

- Ты работал с группой Nazareth. Они попали к тебе на самой вершине своего успеха. Но альбомы, вышедшие в 1976 году - "Close Enough for Rock'n'Roll" и особенно "Play 'n' the Game" – были не так удачны, как предшествующие им "Hair Of The Dog". Как ты думаешь, это было следствием творческого кризиса в группе?

- На это повлияли две вещи. Первая – самая хитовая вещь группы - "Love Hurts" – была написана не самим коллективом, к тому же она являлась балладой. Пластиночная компания, сотрудничавшая с группой, пожелала, чтобы их дальнейшее творчество было таким же. «Назарет» же был группой тяжелого рока, но никак не «балладного», поэтому при подготовке материала для новой пластинки им было сложно повторить свой хит.

Вторая причина – гибель в авиакатастрофе менеджера коллектива, что привело к постепенному стиранию основного направления группы. Но я рад, что они смогли преодолеть эти неудачи, и продолжают гастролировать и дарить людям радость.

- С продюсерской точки зрения – есть ли у Deep Purple что-то особенное, отличающее их от других групп, записывающихся в студии?

- Особого различия нет. Если не считать рабочую этику, голос Гиллана и уникальный стиль их музыки.

- Среди джемов, исполненных Deep Purple, были ли интересные музыкальные материалы, которые не вошли в альбомы?

- Все свое время в студии они проводили, играя джемы. Я это записывал. Когда мы с Роджером Гловером слышали какой-то интересный рифф, то он наигрывал его парням, и они брались за написание песни вокруг удачного риффа. Таким образом, были написаны многие вещи Deep Purple.

- Ричи Блэкмор – персонаж многих историй, порой очень невероятных. Что ты можешь рассказать о вашей совместной работе? Запомнились какие-нибудь его розыгрыши?

- В работе с Ричи у меня вообще не возникало проблем. Мы с ним ладили с самого начала. Розыгрыши он любил, это правда. Один раз, когда мы писали звук в театре, где ночью дежурил сторож. Так вот, мы спрятали колонки в разных местах, и по ночам включали жуткие потусторонние звуки. Бедный сторож - он скоро уволился…

- Бытует мнение, что в 80-е Блэкмор хотел придать Радуге коммерческое звучание, более американизированное. Он озадачивал тебя этим вопросом? И каким он хотел слышать альбом "Straight Between The Eyes"?

- Я думаю, причиной всему был Джо Линн Тернер, писавший в американском стиле. Этот американец из Нью-Джерси имел итальянское происхождение, поэтому в альбоме очень чувствуется дух восточного побережья. Особой американизации там не наблюдалось, потому что, кроме Ричи, в группе все были американцами.

- В 1984-м ты участвовал в записи альбома Deep Purple "Perfect Strangers", ставшего для группы эпохальным. Можешь рассказать о студийной атмосфере тех памятных дней? Как быстро проводилась работа, и кто был главным генератором идей?

- Это было здорово – работать над таким альбомом. С первого аккорда до завершающего микса с наших лиц не сходили улыбки. А идеи генерировала вся группа.

- Расскажите о появлении двух треков, которые не вошли в альбом "Perfect Strangers" - "Son Of Alerik" и джазового джема, который на бутлегах появился под названием "Cosmic Jazz"?

- А эти вещи были джемами? Я уже говорил, что мне делали довольно много копий (черновиков). Много джемов было при записи "Perfect Strangers".

- Ты работал еще над одним альбомом Deep Purple. Это был "The House Of Blue Light", кстати, первый, официально выпущенный на территории бывшего СССР альбом группы. Это были 1986-1987 годы. Названный альбом отличался от выпущенного ранее своей современностью и более сочным саундом. Выделялись многочисленные наложения и синтезаторные эффекты. Почему группа настолько изменила звучание своей музыки?

- Думаю, потому что Джон Лорд старался использовать большее количество различных клавишных. Мы записывали. Потом перезаписывали… Альбом дался нам непросто. На его подготовку ушло достаточно много времени. Все без исключения хотели что-то изменить, поправить, переписать и так далее.

- Кое-кто из коллектива Deep Purple не слишком благодарно отзывается о том времени. Им докучало то, что альбом писался слишком долго и тяжело. Ты «варился» в этом «котле». Можешь рассказать о той работе с точки зрения очевидца?

- Все пошло не так с самого начала работы. Работу начали в неподходящей для нас студии. Пришлось вернуться в Стоув, штат Вермут. Там был записан "Perfect Strangers". В Стоуве мы нашли заброшенный театр, где начали все с начала. Все развивалось, как в обычной семейной жизни… Были и перебранки, и молчаливые бойкоты, порой из мухи раздували слона…

- По словам Блэкмора, он очень недоволен своей работой в создании этого альбома. Но там есть просто удивительный трек под названием "Spanish Archer". В нем практически без перерыва идет соло гитары, эту работу Блэкмора можно по праву назвать выдающейся. Это соло было сыграно за один раз или же было результатом неоднократных наложений?

- Эту песню мы уже смикшировали, но так как Ричи привык менять свое мнение по отношению к собственному исполнению, я всегда делал еще один микс, уже без гитары. Если вдруг у Ричи возникнет идея новой переделки, я просто-напросто вмикширую его новое соло в уже подготовленную «минусовку».

Ричи делал несколько заходов – от 5 до 8, а потом мы с Роджером выбирали из каждого дубля самое лучшее и делали монтаж. Потом Ричи снова прослушивал то, что получилось, и обычно был доволен нашей работой.

- Альбом "Slaves & Masters" получил самые неоднозначные оценки фанатов. Также противоречиво оценивают свою над ним работу музыканты. Отсюда вопрос – что на самом деле происходило в студии, и как на музыку группы влиял Джо Линн Тернер?

- Я думаю, что этот альбом был не перпловским, а альбомом Rainbow, где Deep Purple выступал в качестве аккомпанирующей группы. По моему мнению, альбом получился ужасным.

- На Slaves & Masters группа зазвучала по-другому. Наиболее заметно это было на звучании гитары Блэкмора, которая вернулась в прошлые 70-е с их классическим тоном. Что ты можешь сказать по поводу изменений в оборудовании или стиле исполнения и твоей роли в новом звучании?

- Я ничего не делал для того, чтобы изменилось звучание группы. Думаю, что она тогда звучала подобно Rainbow... И это было ошибкой.

- Несколько лет ты работал с еще достаточно молодой группой из Канады The Tea Party. Ее звучание определяют как «классический рок». Что ты думаешь о совместном туре Deep Purple и The Tea party по Канаде? И по России?

- Думаю, это было бы отлично. Но, увы – группа The Tea Party в октябре прекратила свое существование.