Bernie Torme - «Музыкальная Газета», 2000

Имя Берни Тормея известно практически всем поклонникам хард-рока. Свою первую славу Берни снискал как гитарист группы GILLAN.

Немаловажную роль в его биографии сыграл и тот факт, что Тормей взял на себя смелость заменить трагически погибшего Ренди Роудса в команде Оззи Осборна. Впрочем, даже если бы этих вех в его биографии не существовало, он все равно стал бы известным, только лишь благодаря собственному таланту. Поговорить с ним мне хотелось уже давно. А здесь и повод подоспел - выход нового альбома. Так что, встречаем дамы и господа - господин Берни Тормей.

- Берни, у тебя, насколько я знаю, имеется степень академика по греческому языку. Это тебе хоть как-то помогает в музыкальной карьере?

- Пока еще ни разу не пригодилось, хотя во время моей работы с GILLAN, нам приходилось гастролировать по Греции. Классический греческий язык я изучал еще в школе. Кажется, это была последняя ирландская школа, где его преподавали. Уже тогда я успел полюбить этот предмет, мне было по-настоящему интересно его изучать, хотя я никогда не был зубрилой или отличником. В университете я уже всерьез принялся за изучение греческого языка, но не потому, что решил взяться за ум. Просто в классе нас было всего двое, и если бы нас выгнали, наш преподаватель греческого остался бы без работы.

- Слушая твою музыку, я сделал вывод, что на нее очень большое влияние оказал покойный Рори Галлахер. Возможно, я ошибаюсь, но в твоем альбоме "Live" влияние TASTE ощущается очень явно.

- Не скрою, это так и есть. Рори повлиял на меня очень сильно, хотя он не был первым моим кумиром. Гитарой я увлекся году в 64-м, когда впервые услышал Джеффа Бека в альбоме THE YARDBIRDS. После него был Эрик Клептон, Джон Мэйалл. Мне было интересно не только слушать их музыку, на тот момент я уже с интересом следил за их перемещениями. Клэптон в 1966 году перешел из BLUESBREAKERS, создав собственную группу CREAM, а на его место пришел Питер Грин. Признаюсь, его творчество так же сильно на меня повлияло. Хендрикса, который просто потряс меня своей игрой, я услышал через год. И только потом был Рори, который принимал участие в шоу на радио.

Как сейчас помню, программа транслировалась в воскресение днем, на радио Eireann. Я никак не мог поверить в то, что так играет простой парень из Ирландии. Вживую я впервые увидел его только в 1968 году, после того как он возвратился из гастрольного тура TASTE, по Великобритании. Тогда он выступал в Дублине, в клубе "Countdown", в зале было всего лишь десять зрителей. Для меня это было просто невероятное шоу. Потом нам довелось встречаться еще не один раз. И это был очень яркий, неординарный и в то же время милый человек.

- Твоя композиция "Pearls" из последнего альбома "White Trash Guitar" созвучна большинству песен Галлахера. Взять, к примеру "Out On The Western Plains". По моим наблюдениям ирландские музыканты вообще очень любят исполнять кантри.

- На самом деле эта композиция еще очень созвучна с "Cowboy Song" THIN LIZZY. Затрудняюсь сказать, почему именно кантри, вероятно, этот музыкальный стиль имеет много общего с бескрайними просторами и свободной жизнью. Хотя мне лично больше симпатичны индейцы, чем ковбои.

- В "Pearls" даже присутствует строчка из "Cowboy Song", ты намеренно оставил ее практически неизменной?

- Надо же, а сам я этого не замечал до сегодняшнего дня. Возможно, я процитировал ее, но скорее подсознательно.

- И снова хочу вернуться к "Pearls". В ней затрагивается тема наркотиков, это как-то касается лично тебя?

- Да я довольно долго принимал наркотики, хотя и сейчас не могу сказать, что это была наркотическая зависимость. Это началось во времена, когда я искал себя, и тянулось долго, очень долго. Пока я не заболел по-настоящему. А моя правда состояла лишь в том, что жизнь казалась мне удивительно скучной.

- Насколько серьезно увлекала тебя жизнь панка?

- В то время мне нравилась атмосфера и жизненная философия "пофигизма". Тогда мне было по сердцу и то, что мы могли творить от души, не ожидая ни вознаграждения, ни одобрения. Это было немного странное отношение к собственной жизни. Сейчас модно говорить - альтернативное. Не скрою, что меня полностью устраивала та свобода, независимость и бесшабашность, которая, видимо, была свойством нашей молодости.

- Тебе довелось играть во многих стилях: рок-н-ролл, панк - рок, блюз... Не сложно ли тебе было переключаться? И какой из стилей ближе лично тебе?

- На самом деле я всегда оставался самим собой и играл одно и то же. Это просто песни были разными, по-разному играли ритм - секции, но Я всегда оставался одним и тем же, старым и шумным. Сам о себе я могу сказать, что я рокер с блюзовым влиянием. Да я люблю блюз, но блюзменом себя назвать не рискнул бы. И мне по-прежнему очень близка панковская музыка.

- Сомневаюсь, что панки когда-либо хорошо относились к арт- и хард-роковым командам. У тебя самого не было желания отказаться, когда тебя пригласил Иэн Гиллан?

- Нет, такого желания у меня не возникло, во всяком случае, тогда. Припоминаю, что самой моей большой неприязнью, которую когда-либо приходилось испытывать, была аудитория группы WHITESNAKE, у которой мы работали на разогреве. Их фэны просто таки ненавидели нас, такого негатива мне не приходилось испытывать больше никогда. Это было как раз до приглашения в GILLAN. У них, кстати сказать, была очень неоднородная аудитория, в которой были и панки. Возможно, это потому, что мы исполняли такие композиции, как "Secret Of The Dance", "Roller" и "Unchain Your Brain".

- Кто на самом деле привлек тебя в группу, сам Гиллан или же МакКой?

- Повторюсь еще раз, что пригласил меня именно Гиллан, хотя МакКой подтолкнул его к этой мысли.

- Как ты сам относился к Иэну в то время?

- Он всегда был мне симпатичен, мне нравился его голос, я любил PURPLE в целом.

- Помнится, в GILLAN на место барабанщика вы прослушивали Иэна Пейса. Почему его так и не приняли в группу? Неужели, он оказался для вас недостаточно хорош? Да и зачем было устраивать прослушивание человеку, которого вы и без того хорошо знали?

- Определенно, он был очень хорош. На то время он не играл уже больше года, отчего чувствовал себя не совсем уверенно. Но он пришел и отыграл просто таки великолепно, хотя у него и были некоторые трудности. Особенно не давались ему быстрые композиции, видимо потому, что дыхание человека с одним легким не такое хорошее, как у полноценного. Он исполнил композицию "Secret Of The Dance", но после этого отлеживался на полу больше пяти минут. Он сам не рискнул остаться в составе группы, подчеркиваю, исключительно из-за состояния здоровья. Впрочем, немалую роль здесь сыграло и то, что его пригласили в WHITESNAKE, где он должен был работать вместе со своим старым приятелем Джоном Лордом.

- А тебе никогда не казалось, что в GILLAN всегда доминировали клавишные, а не гитара, как обычно?

- Это всегда вызывало массу споров. Признаться, именно эта ситуация и спровоцировала мой уход из группы.

- Скажи, если я не ошибаюсь, то значительная часть альбома "Mr. Universe" была записана до твоего прихода в группу, и поэтому ты указан как соавтор только в "Puget Sound"?

- Собственно, так оно и есть, хотя, на мой взгляд, в "Roller" я внес намного больше изменений, чем в "Puget Sound". Поэтому, сдается мне, что причина того, что меня назвали соавтором в "Puget Sound", но не в "Roller", была, скорее, политической.

- А чья была идея воспользоваться игрой слов и сообщить, что "Future Shock" спродюсирован "by Wan-Kin"?

- Ну, эта идея принадлежала Иэну. Джон МакКой сделал несколько миксов, которые группа не одобрила. Чес Уоткинс и Иэн все перемикшировали заново, серьезно обидев тем самым МакКоя. И хотя в конечном итоге были использованы миксы Иэна, он не захотел, чтобы указывали его имя. Поэтому и появился Wan-Kin.

- «Trouble» и «New Orleans» стали самыми успешными синглами группы GILLAN. Все критики в один голос отмечали твою прекрасную игру. Но чья идея была записать старые стандарты рок-н-ролла?

- Хочется думать, что это был я. Находить синглы для нас всегда было большой проблемой, и наша звукозаписывающая компания стала постепенно утрачивать интерес к нам. Самый первый наш сингл "Sleeping On The Job" добрался лишь до 33 ступеньки хит-парадов. Тогда нам сильно не повезло - на телекомпании, которая обещала его ротацию, началась забастовка. Поскольку больше никто не изъявил желания принять участие в раскрутке, сингл провалился окончательно, так и не попав на телеэкраны. Второй наш сингл , "Sleeping On The Job", вовсе никто не заметил. Тогда я предложил идею о рок-н-ролльном кавере Мику и она пришлась ему по душе. Уже вместе мы изложили свои замыслы Иэну, и он, как большой поклонник творчества Элвиса Пресли, предложил нам взять"Trouble". "New Orleans" был скорее случайностью, поскольку от него отказалась группа Дженика Герса, и ее записали мы.

- В составе команды тебя заменил именно Дженик Герс. Мне на глаза попадались несколько ваших совместных фотографий, из которых я сделал вывод, что вы приятели. Это ты предложил ему свое место?

- Нет, это сделал МайКой, хотя я действительно считаю Дженика своим хорошим приятелем. Мы и сейчас время от времени пересекаемся.

- А с Гилланом ты общаешься до сих пор?

- Нет, с ним мы не общаемся. Могу добавить, что в последний раз мы встречались более десяти лет назад.

- Связан ли ты с IRON MAIDEN?

- Могу сказать, что я дружу с Брюсом Дикинсоном, но мы долгое время не встречались. Еще поддерживаю отношения с Джеником. Разумеется, в приятелях и Клайв Барр, с которым мы работали в DESPERADO Ди Снайдера. До этого он тоже долгое время барабанил в MAIDEN. Рон Ребел, который был в MAIDEN ударником еще до него, играл в моем альбоме "Live".

- "Turn Out The Lights" ты записал еще в период своей работы в GILLAN. А тебе никогда не хотелось сменить музыкальное направление, или же группа отказывалась от каких - то из твоих композиций?

- Нет, от моих песен никто никогда не отказывался, просто мне самому хотелось выпустить пар и получить удовольствие от того, что я занимаюсь чем-то другим. Кстати, я никогда не планировал делать из этого альбом.

- Собственную группу ты назвал ELECTRIC GYPSIES. Неужели это воспоминание о Хендриксе (Electric Ladyland + Band Of Gypsies), или я ошибаюсь?

- Нисколько. Сам Хендрикс всегда называл себя не иначе, как электрический цыган. А мне всегда импонировал этот образ.

- Однажды, во время концерта GILLAN на сцену вышел Ричи Блэкмор. Скажи, как ты относишься к Ричи?

- В какое-то время Ричи, действительно, пытался привлечь Иэна к работе в PURPLE, уже после их реформирования. Собственно, поэтому он и приходил. Играть с ним, было очень здорово. Я действительно считаю его великим музыкантом.

- Что подвигло тебя к работе с Оззи Осборном, и почему ваше сотрудничество было таким не долгим?

- Все очень просто. Тогда мне позвонили из компании звукозаписи, с которой работал Оззи, и попросили помочь ему закончить гастроли. Трагический случай унес жизнь его гитариста Рэнди. Не могу сказать, что я страстно желал этого. На тот момент я только что расстался с Иэном, а через пару дней планировался мой сольный тур. К тому же и "Turn Out The Lights" был на подходе. Но им удалось меня уговорить.

Тогда меня заверили, что гастрольное турне закончится уже через месяц. Потом месяц растянулся на долгих полгода. У меня совсем не было желания заниматься этим так долго, ведь тогда я переживал свой уход из группы. Тогда я считал, что потерял и многих из своих друзей, ведь члены группы, после моего ухода, не общались со мной целых два года. К тому же на тот момент и моя семейная лодка терпела бедствие. В общем, все складывалось один к одному. На тот момент мне хотелось только успокоится, вернуться к нормальной жизни и начать играть музыку, которая мне по душе.

Я очень сомневался, что бурная концертная деятельность пойдет на пользу моей психической стабильности. Я подождал, пока группа найдет мне хорошую замену и вернулся в Англию. Не поймите меня неправильно, я прекрасно отношусь к Оззи. На мой взгляд, он замечательный, талантливый музыкант. Но тот конкретный, гастрольный тур не имел ничего общего с искусством. На огромном стадионе, под рев толпы фанатов, мы не могли даже слышать друг друга. Но могу добавить, что я очень рад тому, что сумел помочь Оззи в трудную минуту.

- Ты заменил талантливого музыканта, тем более, после его смерти. Какова была реакция поклонников Рэнди Роудса?

- Сложно было, но скорее в плане музыки. Ведь Рэнди был феноменальным гитаристом, и выучить его партию, это было крутым поворотом. Хотя мне показалось, что с работой я справлялся очень даже неплохо. Может быть только, не с самого начала. У меня было каких-то три дня, чтобы разучить ее. Поклонники были очень добры ко мне, они горячо меня приветствовали и всячески демонстрировали свое расположение. Они ни единого раза не дали мне почувствовать неловкости от того, что я заменил Рэнди.

- Может быть, вспомнишь парочку историй о совместной работе с Гилланом и Оззи?

- Начну, пожалуй, с Гиллана. Мое лучшее воспоминание о нем относится к тому дню, когда мы вместе оказались в мрачной английской гостинице, почти на самой границе с Шотландией. Вечером, накануне, мы отыграли один концерт и вернулись в "Carlyle" только ночью. Утром проснулись с единственным желанием позавтракать, как следует, но оказалось, что там шаром покати. В наличии лишь сломанный автомат для кофе, Бог знает, какого года выпуска. Настроение - хуже не бывает. Холодно, голодно - всем этим мы были сыты по горло. И тут раздается звонок из нашего офиса в Лондоне. Нам сообщают, что первый наш альбом "Mr. Universe" занял одиннадцатое место в хит-параде. Вот это, я скажу вам, было чувство!

С Оззи у нас не было забавных историй, тот период был печальным для всей группы. Единственное, что я могу сейчас припомнить, это как мы играли в Медиссон Гарден. За сценой и в служебных помещениях остались животные, после выступления Московского Госцирка. И это было так странно, видеть их каждый раз перед выходом на сцену.

- Давно ли ты знаешь Ника Симпера, первого басиста DEEP PURPLE. Были ли вы знакомы до того, как тебе предложили играть с ним в QUATERMASS II?

- Нет. Мы не были знакомы с ним лично, но у нас был общий знакомый - Мик Андервуд.

- Если не сложно, расскажи немного об этой группе?

- Этот проект принадлежал Мику, и он уговорил меня сыграть с ним. В то время я находился в творческом простое, поэтому получил настоящее удовольствие от первых концертов. Потом Мик попросил меня поработать на постоянной основе. Мы даже успели кое-что записать, но тогда я жил в 150 км от остальных, поэтому постоянные записи и репетиции не представлялись мне возможными.

- А какие впечатления у тебя оставила работа с ATOMIC ROOSTER?

- Это было очень сложно, но при этом осталось уйма положительных эмоций. Винсент Крейн очень талантливый музыкант, и он рассказывал мне массу историй, из тех времен, когда ему приходилось играть с людьми, вроде Джимми Хендрикса.

- Ну а Девид Гилмор оставил у тебя столько же положительных эмоций?

- Мы с ним даже не встречались тогда, хотя позднее приходилось пару раз пересекаться. Он свои партии записал передо мной. Одно из моих соло заменило его на записи. Так решил продюсер и что именно об этом думал Девид, мне не известно.

- Как тебе удалось выйти на Ди Снайдера?

- Скорее, это он вышел на меня. Ди услышал мою запись и решил, что неплохо было бы поработать со мной. Он сам мне позвонил и предложил такой вариант.

- Один из последних твоих альбомов называется «Белая рвань». В девятнадцатом веке так называли в США бедноту. Поясни, откуда родилось столь странное название.

- Кто-то из моего английского представительства описал мою манеру исполнения словами «рваная белая гитара». Мне очень понравился этот яркий образ. Правда, хотя моя манера и основывается на блюзе, на звание блюзового гитариста я не претендую. К тому же, насколько я помню историю, ирландцев раньше называли «европейскими ниггерами». В общем, это название пришлось мне по вкусу. Отчего бы не использовать его? Когда я переехал в Лондон из Ирландии, я был удивлен, что на свете существует такое великолепие. Ведь наша страна тогда была нищей. Нет, в Англии, конечно, тоже имелись бедняки, но это нельзя было сравнивать. Я живу в этой стране уже много лет, сейчас мой дом в Великобритании. Но все, же я ощущаю некое отчуждение, возможно из-за своего происхождения. И от этого ощущения «белой рвани» мне никак не избавиться.

- Почему в альбом "White Trash" вошли сразу две версии "Credibility Joe"?

- Это была прихоть звукозаписывающей компании. Им хотелось использовать мини-альбом в качестве промо-сингла. Я не возражал, тем более что оба варианта получились очень удачными.

- Сейчас очень мало информации о том, чем занимаются Джон МакКой и Колин Таунс. Может быть, тебе известно о них хоть что-нибудь?

- Колин Таунс сейчас вполне успешно работает в кино - и теле-индустрии. Он остался верен своему любимому направлению - джаз. Собственные записи и альбомы других музыкантов он выпускает теперь под своим лейблом Provocateur Records. О своем пребывании в GILLAN Колин рассказывать не любит, у него об этом периоде остались не самые лучшие воспоминания. Он замечательный человек, но не большой любитель интервью. Джон МакКой работает сейчас в компании Angel Air Records. Он подбирает и продюсирует новый материал.