Chris Devine – Виртуоз по праву, 2002

Ричи Блэкмор обладает одним очень большим талантом - способностью находить малоизвестных музыкантов высшего класса. Формальная биография скрипача Криса Дивайна из Blackmore's Night, хоть и полна громких слов, если внимательно присмотреться, оставляет все же впечатление музыканта, который в поте лица зарабатывает свой хлеб и на звезду не тянет.

Тем разительнее оказался контраст с Дивайном, который предстал перед нами в составе BN. Те, кто хоть однажды наблюдал за ним на сцене, оказывались под впечатлением этого виртуозного исполнителя, мастера импровизаций, который во многих инструментальных дуэлях не уступает самому Блэкмору.

Прибавьте к этому давнишнюю нелюбовь Ричи находиться в перекрестке прожекторов (и в переносном, и в прямом смысле), порой создается впечатление, что на сцене у BN два фронтмэна - Крис Дивайн и Кэндис. Впрочем, наблюдательному зрителю, конечно же, сразу становится понятным, кто правит балом на самом деле.

Крис, как выяснилось, не только виртуозный музыкант, но и интереснейший собеседник, он заслуживает огромной признательности за это интервью.

Дивайн - разносторонне талантливый музыкант, который играет на электрической и акустической скрипке, мандолине, флейте, саксофоне, гитаре и клавишных. У него музыкальная степень бакалавра по классу скрипки, полученная в 1984 году в Массачусетском университете, где его учил всемирно известный скрипач Юлиан Олевский. Как сессионный музыкант, Крис участвовал в записи более ста CD различных жанров, в том числе классической музыки, джаза, попа, кантри и фолка. Как композитор, он писал для Fresh Music Library - известного поставщика музыки для коммерческих целей, а также его перу принадлежит музыка и слова для 3 мюзиклов, которые спонсировала лотерея штата Массачусетс.

Сочиненная и сыгранная Крисом музыка регулярно появляется на кабельном телевидении каналов Nickelodeon, Weather Channel и Comedy Central, а также некоммерческой ТВ-сети США - PBS. С 1989 г. по 2000 г. он выступал в составе музыкального пародийного квартета Бобби Дарлинга, гастролирующего по северо-востоку страны. С июня 2000 г. Крис выступает в Blackmore's Night, которых представлять читателям, естественно, нет никакой нужды.

- Какая сессионная работа у тебя была до Blackmore's Night?

- Я проживаю в штате Массачусетс, на северо-востоке США, всего в двух часах езды от Бостона и трех часах - от Нью-Йорка. Так что моими соседями являются множество музыкантов, которые в этих городах и работают. Люди записывают здесь свои пластинки очень часто, так как это намного дешевле, чем в студии, которая расположена в большом городе. Я работал преимущественно с местными и начинающими музыкантами, и их имена в России вряд ли кому-то знакомы.

- Крис, у тебя внушительный перечень музыкальных инструментов. Для тебя какой самый любимый?

- Скрипка производит на меня наибольшее впечатление. Если рассматривать тембр, диапазон и общую универсальность, то ей нет равных, на ней есть возможность играть самую разнообразную музыку. К примеру, за один вечер я на ней играю Бетховена с оркестром, затем джаз в клубе и напоследок хард-рок в другом клубе. Редко встретишь во всех трех ситуациях какой-то еще один и тот же инструмент. Однако! На этой чертовой штуковине ТАК сложно играть, что мне приходится практиковаться ежедневно по нескольку часов лишь для поддержания формы. Поэтому, наверное, мой любимый инструмент все-таки гитара - стандартная тяжелая гитара, незатейливо и бескомпромиссно пущенная на всю катушку через «Маршалл». Для игры на электрогитаре не требуется филигранная точность. Гораздо проще играть, когда за тебя электроника делает половину дела. Можете спросить у Ричи – ему приходится постоянно практиковаться на акустической, а электрическую гитару он берет в руки лишь на концертах!

Я люблю мандолину, так как она сочетает возможности гитары и скрипки. Но я так и не нашел полуакустическую мандолину, одинаково приспособленную для разных стилей – джаза, рока и фолка.

Временами я играю на деревянных духовых. Флейта может непостижимым образом резонировать с телом и душой, как не может никакой иной инструмент - мы с ней сливаемся в единое целое. Если у меня блюзовое настроение, я люблю саксофон. К тому же, он очень нравится девочкам (смеется).

- На своем сайте среди любимых музыкантов тобой, упомянут Жан-Люк Понти, но, ни слова - о Джерри Гудмэне. Тому есть определенная веская причина?

- Странно, это я не досмотрел, ведь Джерри стал первым, кого мне довелось услышать на электрической скрипке. Этот музыкант оказал на меня огромное влияние. Джерри обладал (и сейчас обладает) отличной техникой и уникальным способом игры. Особенно Джерри потрясает на тех записях Махавишны, в которых он применял педаль-квакушку. На ранней записи своего первого коллектива, The Flock, Джерри играет проникновенное окончание «Интро и Рондо Каприччиозо», написанное Сен-Сансом. А сейчас он играет с одной из любимейших моих групп - Dixie Dregs. Кстати, Стив Морс играет, теперь, на месте Ричи!

Первый раз я услышал Ж.-Л. Понти в середине 70-х, когда он только заменил Гудмэна в Махавишне. У него получалось более деликатное звучание, чем у Гудмэна. Полагаю, что виноваты в этом две вещи: во-первых, его работа смычком и идеальные интонации (в Парижской консерватории его отец был профессором, а он сам был лучшим по классу скрипки), и, во-вторых, он играл тогда на Баркус-Берри, а в то время это была единственная электрическая скрипка. У Гудмэна же была акустическая скрипка со звукоснимателем от ДеАрмонд, имеющим тенденцию обогащать спектр и вообще несколько «писклявить» - я сам с ним играл, когда только начинал карьеру. Баркус-Берри же применяли пьезоэлектрические звукосниматели. Хотя они и более чувствительны к ударам и толчкам по корпусу, но выдают более нежное звучание и акцентируют средние частоты. (Какое-то время у меня была Баркус-Берри, но вот уже десять лет я использую скрипку Таккера Баррета, которая похожа на якорь).

Музыка Понти в семидесятых и восьмидесятых была, главным образом, диатонической и сравнительно простой для начинающего скрипача, потому я подражал ему с большим энтузиазмом. В последние годы я стал большим фанатом Джанго Рейнхардта и Стефана Граппелли и даже записал с помощью нот несколько соло, чтобы изучать. И, разумеется, Марк О'Коннор - гениальный скрипач. Этот музыкант, к тому же, блистательный композитор, гитарист и мандолинист (последний удар, нанесенный по моему самолюбию)!

- Расскажи о мюзиклах, написанных тобой для Массачусетской лотереи. Что это за стиль?

- Поп-рок. Они все о жизни подростков (когда-то я работал школьным учителем, и там же преподавала моя первая жена, с ней мы и сочинили эти мюзиклы). Сейчас мы подумываем о новой постановке какого-нибудь из них.

- Как ты оказался в Blackmore's Night? Как познакомился с Ричи и Кэндис?

- На меня вышел их тогдашний светотехник, живущий в соседнем городе. Сначала я не поверил ему - очень много людей из шоу-бизнеса преувеличивают свою значимость. Но я навел справки в глобальной сети и понял, что он не лжет. Конечно же, я слышал о Ричи, Rainbow и Deep Purple, хотя знания, в общем-то, ограничивались общеизвестными хитами (когда Purple находились на пике популярности, я слушал больше Махавушну, Сантану и т.п.). Мне было известно, что Ричи уважают широкие слои музыкантов как очень влиятельного гитариста. Опуская детали, скажу, что, по сути, я всего лишь отослал им демо-запись, где были записаны отдельные блэкморовско-найтовские вещицы, сыгранные на различных инструментах (в т.ч. соло на флейте). Моя запись их заинтересовала, и мы договорились встретиться, вместе пообедать и организовать прослушивание «вживую». Прошло замечательно. Ричи мне показался не таким страшным, как его рисует «общеизвестная» репутация, а Кэндис, без сомнения, просто меня очаровала. Так я попал в группу!

- Ты что-нибудь слышал о старых работах Ричи. Каково твое мнение о них? Что-нибудь особо запомнилось?

- Конечно, как и все в этом мире, я слышал «Highway Star» и «Smoke On The Water» (какой же шестнадцатилетний гитарист гаражной группы этого не слышал!). Ну а насчет всего остального я был не в курсах. Теперь веселая история: в 1977 г. я играл в команде, называвшейся, представьте себе, Rainbow! А о настоящем Rainbow мы даже не слышали, думали просто, что это классное название. В общем, мы играем концерт под открытым небом, который анонсировался в местной прессе - и тут появляются толпа местных фанатов Ричи! Им явно не понравилось увиденное, но мы угостили их всех пивом, и к концу дня они нас уже любили!

- Фэны спорят, в каком музыкальном направлении работает Blackmore's Night. Причем далеко не все соглашаются с точкой зрения Ричи, будто это стиль «ренессанс». На твой взгляд, как можно охарактеризовать этот стиль?

- Вот это вопрос! Я и Ричи уже не раз обсуждали то, что очень не любим, разделять музыку на всякие жанры. Но, судя по всему, этого не избежать. BN – это, конечно, не «ренессанс», если под этим понимать тот стиль, в каком играет, к примеру, Балтимор Консорт. Мы играем на электроинструментах, а в те времена даже электрогитар не было. Обычно, если я хочу объяснить людям, в каком стиле работает BN, я говорю: «фолк с примесью прогрессивного рока и ренессанса». Пойдет?

- Когда-то пиратам удалось ввести в заблуждение часть фанатов, выдав какую-то запись за песни Blackmore's Night. По-твоему, насколько музыка BN уникальна?

- Довольно много групп использовали «изначальные» западные мотивы. Особенной популярностью пользовались заимствования из классики. Например, Jethro Tull (кстати, мы их очень любим с Ричи) и Fairport Convention интегрировали старинные мелодии в современное звучание. Естественно, любая группа (или музыкант) подверглась какому-либо влиянию – тот же Бетховен «воровал» у Гайдна! Однако, как мне кажется, Blackmore's Night уникальна и выделяется во время выступлений действительно гениальным гитаристом, захватывающей поэтессой/вокалисткой и виртуозными музыкантами коллектива.

- Почему с BN ты играешь по большей части на электрической скрипке?

- Я пытался раньше использовать акустическую скрипку с подзвучкой, но результат меня не удовлетворил. Такие скрипки всегда звучали очень «визгливо» и «фонили» на громких номерах. Мне известно, что в последнее время микрофонная техника значительно улучшилась, но я пока не тороплюсь ударяться в новые технологии (довольно дорогие). Моя Таккер Барретт очень натурально звучит для цельного куска дерева и еще ни разу меня не подводила за многие годы игры, потому я не спешу ее заменить на что-то другое. К тому же, она выглядит как смесь пыточного средневекового инструмента и арбалета, так что и с внешней стороны все в порядке.

- Применяешь ли ты, играя с BN, Гибсон Лес Пол? Вообще, какой гитарный звук наиболее подходит для данной музыки?

- Гибсон - никогда! Но когда я вижу, как Ричи «рвет» свой Страт, я умираю от желания присоединиться. Я использую одну гитару Ричи, обычно полуакустический «телекастер» из его запаса. В прошлом году я играл на полуакустике Godin, однако разочаровался - у нее постоянно задирался гриф, сбивая настройку.

Играть с Ричи на ритм-гитаре было всегда тяжело - он славится как соло-гитарист, однако и ритм играет здорово. И ему хочется слышать от меня музыку, которую иногда крайне трудно воспроизвести. Помимо того, микс на сцене часто такой выверенный, что для меня тяжело отыскать правильный уровень - слегка ниже гитарного соло, но, тем не менее, отлично слышимый.

- Прислушивается ли Ричи к чужим идеям? Во время записи альбома? Написания музыки? На сцене?

- Запись альбома и написание музыки - это прерогатива исключительно Ричи и Кэндис. Однако звучание на «Fires At Midnight», без сомнения, получило отпечаток личностей, которые принимали участие в записи. Он стал первым альбомом, который записала именно группа. Все, что было до этого, записывалось ими самими с помощью сессионных музыкантов и продюсеров.

Если говорить о концертах, аранжировки вырабатываются в ходе репетиций, однако мои соло - полностью на мой вкус.

- Ты чего-нибудь боишься, выходя на сцену?

- Боюсь, что у меня порвутся трико! Если без шуток, то ничего особенного. У меня многолетний опыт выступлений, я знаю, что есть определенные аспекты концерта, на которые никто не в состоянии как-то повлиять – свето- и звуковая техника, погода, сами зрители, вдохновение партнеров по группе или же их концентрация. Потому все, что зависит от меня, я делаю. Необходимо наилучшим образом сосредоточиться перед выступлением на сцене. На ней же я чувствую себя увереннее, чем за ее пределами.

- Какая из песен альбома была записана легче (быстрее) других? И, наоборот, какая оказалась самой трудной?

- Надо подумать, в каких треках я принимал участие?... Так, «Преториус» был трудным, там достаточно сложное место на альтовом рекордере. Мы потратили много времени на «Crowning of the King», - опять же большое количество партий на рекордере. А вот песня «The Storm» записалась с лету, это странно - достаточно сложная вещь. У нас возникли трудности с «Hanging Tree»: мне пришлось записывать и перезаписывать партию скрипки, потому что продюсеру казалось все время, что я фальшивлю. Через полчаса выяснилось, что были расстроены остальные инструменты. При первом моем появлении в студии, Ричи пошутил, что он выкрал мое соло из заглавной песни. Было бы здорово сразиться с ним на дуэли, как мы любим это делать на концертах, но там получилось классическое, великолепное блэкморовское соло!

- Много ли группа тратит времени на репетиции перед гастролями? Не пропускает ли кто-нибудь саундчек перед концертами?

- Мы репетируем обычно пару недель – в группе каждый раз оказывается кто-то новый, с кем нужно сыграться! Ричи, к тому же, меняет аранжировки и добавляет новые номера в сет-лист на каждые гастроли. Очень полезно вместе провести какое-то время, прежде чем собираться в дорогу.

Ричи иногда делает саундчек вместе с нами, иногда - отдельно от нас, а иногда - не появляется вовсе.

- Пишите ли вы новые песни в ходе туров, или же творческий процесс происходит только во время студийных сессий?

- Если не ошибаюсь, большинство музыки пишется Кэндис и Ричи у себя дома. В одном интервью Кэндис подробно описала всю творческую кухню.

- Легко ли тебе на концертах импровизировать с Блэкмором?

- «С Блэкмором» и «легко» в одном предложении? Смешно! Если серьезно, то находиться с Ричи на одной сцене - непередаваемо. Как солист, он экспериментирует и любит, если я поступаю аналогично. Возможно, я и пытаюсь играть «без риска» и придерживаюсь ходов, уже зарекомендовавших себя, или же подходящих к какой-то конкретной вещи наилучшим образом, однако всегда приятно осознавать, что лидер группы не прочь поэкспериментировать. Это - одна из любимых моих сторон BN: каждый концерт приносит что-то новое. Ну и самая любимая моя «работа» - это сольная «перестрелка» с Блэкмором.

- Часть зрителей во время концертов требуют иногда исполнения хитов из Rainbow или Deep Purple. Портит ли вам это настроение?

- Нет, нам без разницы! Приятно играть подобные вещи, даже если мы ограничимся несколькими тактами тут и там. В Чехии на концерте Ричи даже принялся наигрывать «Smoke on the Water», причем как на пластинке – такой был характерный звук! По-моему, Ричи порой бывает тяжело играть, когда такое количество людей просит старые хиты. Я уважаю его за то, что он двигается вперед, а не почивает на лаврах тридцатилетней давности ради банального срубания бабок. Однако! Он останется в истории, в первую очередь, как гений тяжелой гитары, и это уже, наверное, не изменить. Поэтому, если он в настроении, он может с BN сыграть пару старых вещей. Находясь рядом с ним, когда он играет на «страте», начинаешь осознавать, что, каким бы классным он ни был на акустической гитаре, самым лучшим его инструментом остается «стратокастер».

- Ричи на сцене руководит группой, делая загадочные жесты руками. Поведай нам, если это не секрет, о наиболее важных знаках.

- Главнейший жест - ладонью вниз, значит «Играйте тише». А если он прикоснулся ладонью поперек шеи, это означает, либо «Конец песни», либо «Ты уволен!».

- Улучшилось ли твое футбольное мастерство?

- Ни на грамм.

- Припомни какой-нибудь смешной момент за последние пару лет на гастролях?

- Помню, один из участников коллектива (называть его не будем) поставил ведерко (сами-понимаете-с-чем) Кармину Гигглио под клавишные! На протяжении всего концерта ведерко путешествовало по сцене.

- Все помнят, как в Москве Ричи внезапно перестал играть, не закончив песню, а остальные не остановились. Спустя несколько секунд он продолжил играть. Не в курсе, что там произошло?

- Не припомню такого, но даже Ричи может иногда забыть аккорды!

- Поделись впечатлениями от российских концертов? Твое наиболее приятное и наиболее неприятное воспоминания от гастролей по России?

- Зрители в Петербурге и Москве были великолепны, выражали признательность нам за приезд группы, и все они хотели послушать хорошую музыку. Я играю на скрипке, потому немного побаивался, ведь ваша страна славится замечательными скрипачами. Мой учитель был русским. Но очень быстро мои страхи исчезли.

Что касается приятных воспоминаний: зажигалки, раскачивающиеся в такт мелодии, на концерте в Лужниках, мое посещение Кремля и Красной площади, великолепный питерский концертный зал, и, конечно же, теплота русских людей. Нам так долго (как американцам, так и русским) полоскали мозги пропагандой, и до сих пор мы друг друга мало знаем. А ведь мы похожи. Я испытываю большое уважение к богатейшей истории России и к огромным страданиям, перенесенным русским народом, особенно в XX столетии. Просто замечательно жить сегодня, когда перестали существовать эти нацеленные друг на друга пушки и ракеты. Я оглядывался, и меня преследовала мысль, зачем все это было нужно - вся эта угробленная куча денег, времени и людского потенциала? Я очень доволен, что мне удалось приехать в страну, которую собственными глазами видела только небольшая часть моих соотечественников.

Были и неприятные воспоминания: начнем с таможни, где я потратил 30 минут, пытаясь объяснить, что данное устройство - электрическая скрипка, а не бомба! Поезд из Москвы в Петербург - за всю ночь я так и не сумел поспать. Да, и московский грязный воздух! С содроганием представляю, что в вашей столице творится летом - я же в апреле с трудом мог дышать. Впрочем, Москва - это только крохотная часть большой страны, и когда-нибудь, надеюсь, я увижу остальную.

- Ты можешь представить себя на какой-то иной работе, кроме теперешней?

- Хороший вопрос! Если подразумевается немузыкальная работа, то мне пришлось много лет работать в школе, где учились дети-инвалиды, хотя мне очень не хочется туда возвращаться. В смысле музыки я дорожу любой ситуацией, где у меня есть возможность играть на пределе собственных возможностей. Вам сложно будет отыскать большое количество стилей, которые бы я не любил... Ну, возможно, полька (заранее извиняюсь перед польскими фанатами!). Я планирую принимать участие в рок-проектах, и, кроме того, играть фьюжн, классику и джаз...

- Вообрази, что ты имеешь миллион долларов и можешь потратить его на музыкальный проект, о котором всегда мечтал. Никаких ограничений, полнейший карт-бланш. На что ты его потратишь?

- Наверное, я бы сделал инвестиции и прекратил играть! Надоело все время практиковаться... Но это мечты! Думаю, я бы взял шестерку лучших музыкантов, которых знаю, предложил бы им солидную зарплату и посмотрел бы, что получится. За годы карьеры я поработал с замечательными музыкантами, они наверняка бы сыгрались вместе. Было бы очень увлекательно посмотреть, что случится, если нас собрать в одной комнате на пару месяцев. А на оставшиеся деньги от миллиона я бы приобрел несколько новеньких инструментов! И приехал бы с ними в Россию!