Спорткомплекс «Олимпийский», Москва, Россия (12.05.90)В 1990 году мне исполнилось 24 года, я входил в число аспирантов авиационного института. Именно поэтому я мог посещать Москву не реже двух раз в месяц. Многие провинциалы считают такую возможность очень удачной. Поездки мои были связаны в первую очередь со служебными командировками. На тот момент мой стаж фаната «Дип Перпла» составлял не менее двенадцати лет точно. Однако даже сейчас я не был знаком с сольным творчеством Гиллана. У меня не было ни соответствующих записей, ни виниловых дисков. Дополнительную трудность представляет то, что мне сложно воссоздать детали одного из важных вечеров в моей жизни. Многие воспоминания каким-то невероятным образом исчезли из моей головы. Однако в ней остались, хоть и небольшие, но фрагменты того времени, о чем я и хочу вам рассказать. Приезд Гиллана должен был состояться немного пораньше, в марте. Для того чтобы донести до своих поклонников информацию, а точнее причину переноса концертов он пригласил журналистов из популярного на тот момент журнала под названием «Эхо планеты» и дал интервью. Оказывается, все дело в том, что из-за западногерманской фирмы грамзаписи, произошел перенос выпуска одного из дисков под названием "Naked Thunder". Перенести решили на июль. В связи с этим команда Гиллана приняла решение продлить работу в студии. Тогда я не читал этот журнал и естественно не знал и о том, что концерт будет перенесен. Но когда мне рассказали об этом, то я искренне огорчился тому обстоятельству, что тур сорвался. Продвижение западной рок-культуры не распространялось дальше Москвы и Санкт-Петербурга. Делалось это принципиально. Конечно, я мог бы отправиться на концерт «Пинкфлойда», или «Саббата» с «Назаретом», но и их выступления на тот момент были уже завершены. Когда я в полной мере осознал, что посещение концерта с Гилланом не состоится, по моей щеке прокатилась слеза. Вы только представьте такую ситуацию: в мае состоится очередная поездка в служебную командировку и билеты уже куплены на тринадцатое число. За несколько дней до этого я вдруг узнал о том, что планируется приезд моих кумиров именно в этот период. Я просто не мог упустить возможности и не совместить рабочий визит с посещением долгожданного концерта. Поскольку конкретная дата на тот момент известна не была, но говорили, что концерт может состояться в промежуток с одиннадцатого по тринадцатое мая, я принял решение об обмене билета, который был куплен уже давно. Надо сказать, обмен произошел успешно и в субботнее утро двенадцатого мая я уже стоял на перроне Казанского вокзала. Не завозя свои вещи в гостиницу, я тут же поспешил к одной из касс «Олимпийского». Вся дорога прошла в надежде, что удача не отвернется от меня и я благополучно куплю билет на концерт. Уж очень мне не хотелось выискивать спекулянтов перед началом концерта, у которых можно будет купить «лишний билет». Едва я подошел к спорткомплексу, как тут же мне в глаза бросился плакат, вид которого сложно было назвать презентабельным. Его содержание было весьма незамысловатым и звучало примерно следующим образом: «Ян Гиланн является непревзойденным исполнителем партии Христа в рок-опере под названием «Иисус Христос – супер-звезда», а также непревзойденный лидер легендарной группы «Дип Перпл». Прочитав все, что было написано на плакате, я испытал некоторое чувство обиды как за Ричи Блэкмора, так и за Лорда. Это чувство было быстро подавлено другим более ярким и светлым чувством, которое называется радостным возбуждением от осознания того, что не все билеты были проданы. Можно было даже выбрать дату, когда удобнее посетить выступление Гиллана. В очереди мне также не пришлось особо долго стоять, здесь не было скопления народа, хотя и присутствовала некоторая оживленность движения. Покупая билет на концерт, я узнал о том, что в зале остались очень даже неплохие места, одно из них предстояло занять мне в ближайшее время. Сейчас в памяти всплывает момент, когда я долго не решался на какой же мне день приобрести билет. Неожиданно решил, что возьму на тринадцатое мая, ведь этот день был последним в гастрольном графике Гиллана в Москве. Видимо тогда я хотел сделать это с надеждой на то, что во время последнего концертного дня Гиллан испытает невероятный энтузиазм и утроит незабываемое шоу. Несмотря на все мои рассуждения, билет был приобретен на двенадцатое мая, т.к. я не испытывал особое желание томить себя в мучительном ожидании встречи с кумиром. Вот так благодаря моему мощному душевному импульсу была разрушена созданная мною же рациональная схема. Взяв билет в свои руки я отметил, что он не отличается от того концертного билета, который был куплен мною в прошлый раз. Тут же испытал жалость из-за того что он не был сохранен. Теперь стоило бы перенестись к событиям вечера этого же дня. А они развивались не где-нибудь, а в самом зале спорткомплекса «Олимпийский». Место мое на самом деле оказалось не столь уж и хорошим, как я ожидал, но в тот момент я радовался тому обстоятельству, что вообще могу находиться в зале. Итак, расположился я на том месте, которое скорее относится к числу последних рядов. Среди преимуществ данного местоположения стоит выделить то, что я находился на возвышении, именно поэтому мог видеть сцену очень хорошо. Для того чтобы не упустить ни одного момента и движения на сцене я позаботился о покупке (еще во время моего нахождения в Уфе) десятикратной трубы. Сцену я мог просматривать скорее не с центра, а с левой стороны. Её вид напоминал прямоугольник черного цвета, отличающийся своими скромными размерами. В тот момент, когда я оказался в зале на ней как раз заканчивали производить монтаж оборудования. Надо сказать, что это оборудование было весьма нехитрым, особенно если учесть современные мерки. Впечатлила меня лишь ударная установка от «Pearl». Не знаю почему, но мне нравится наблюдать за тем неторопливым действом, происходящим на сцене перед началом концерта. Те ощущения, которые я испытываю в такие моменты можно назвать предвкушением. Порой у меня создается такое мнение, что производственная необходимость в этом процессе вовсе и не нужна. Возможно, таким образом, происходит лишь импровизированная «игра на публику». В этот вечер весь производственный процесс по установке оборудования закончился тем, что на сцене появился парень, облаченный в рабочий комбинезон и начал тренькать на гитаре. Может быть, он настраивал инструмент? После проделанных манипуляций он покинул сцену, но вскоре вернулся, захватив с собой несколько бутылок с каким-то, по всей видимости, алкогольным напитком. Эти бутылки он расставил по четко определенным точкам. По нему было заметно, что ставит он их точно там, где ему было велено поставить. Отвлекшийся от обзора сцены, я отметил, что в зале стало больше народу и при этом поклонники продолжали пребывать в «Олимпийский», занимая свои посадочные места. Сейчас мне сложно вспомнить был ли в тот момент в зале стоячий партер (наверно все-таки нет). Это я говорю к тому, что в этот вечер не было никакого аншлага, ведь в моей голове пронеслась мысль о том, что видимо москвичам, уже надоели подобные выступления. Я долго ждал момента, когда выключится свет и вот это произошло. В последний раз на сцене оказался человек, решивший видимо выполнить роль ведущего. Его зычный голос донес до нас следующее: «Благодаря тому, что был заключен договор с известной фирмой, название которой звучит как «Барруччи» произошло невероятное чудо, и наш город посетил…». После слова «посетил» он в точности воспроизвел те слова, которые были написаны на плакате, висевшем на стене «Олимпийского». Затем он торжественно произнес: «Встречайте! Для вас выступает… (после чего последовала пауза, видимо для того чтобы собраться с силами и крикнуть погромче) Ян Гиллан!». После его крика свет сменился полумраком, в котором появилась группа. Итак, шоу под названием «Гиллан-Москва - 12.05.90 - Naked Thunder» можно было считать начавшимся. На сцене появился и сам Гиллан. Это был выход по-деловому: в своих руках он держал микрофонную стойку, волосы закрывали его лицо, а петь он начал не что-нибудь, а «Naked Thunder». Эту песню считают одной из самых классных. Зал тут же оживился, и это состояние не покидало поклонников до самой последней песни. На Гиланне были надеты брюки белого цвета с черной тонкой полоской и жилетка без рукавов аналогичного цвета. На этой жилетке с правой стороны от зрителя был изображен значок, напоминающий звезду шерифа. Рассказывая об его одежде, я совершенно не могу вспомнить, что было надето на его ногах. Рассматривая маэстро в свою трубу, я заметил, что смотрится он как мужик сорока пяти лет, который проживал и проживает жизнь в свое удовольствие. Конечно, мне это не казалось, ведь так было на самом деле. Сразу хотел бы признать, что поклонникам в тот вечер явился настоящий «Христос-суперзвезда». Буквально за несколько дней до этого концерта я узнал о том, что Гиллан перенес простуду. Тут же мне захотелось узнать, не народная ли рецептура помогла ему справиться с простудными явлениями?! Еще два дня назад Гиллан во время своего выступления часто чихал и даже сморкался. Об этом мне рассказал знакомый, который и присутствовал на том концерте. Глядя на Гиллана сегодня сложно себе это представить, ведь он был не только в прекрасном «голосе», но и в превосходной физической форме, проявляя необычайную подвижность. Его настроение в этот концертный вечер было замечательным и это проявлялось в его номерах. Таким образом, я со всей уверенностью могу заявить о том, что этот вечер был веселым и интересным. Благодаря группе поддержки мы наслаждались заводным и качественным звуком. При этом они словно оставались в тени, не желая нарушать господство маэстро. Я не могу отметить наличие в их исполнении виртуозных соло или каких-либо экстравагантных выходок, но это не помешало мне наслаждаться общей картиной выступления. Самыми запоминающимися стали для меня следующие моменты: первый заключается в том, что имели место быть жестикуляции «большого Яна», которые были непрерывными, и сосредотачивались на области его мужского достоинства. Например, это проявлялось в попытке достать какой-нибудь предмет с той стороны, которую можно назвать «между ног сзади». Также эти проявления можно охарактеризовать призывными заманиваниями поклонника на сцену, причем эти заманивания переходили в, весьма неприличный жест, направление которого происходило по траектории от мужского достоинства к верху и обратно. Вторым удивительным моментом для меня стало появление на сцене молодого и очень высокого парня, который оказался сыном Гиллана. Сыну маэстро было поручено спеть небольшой фрагмент из его репертуара. Исходя из этого момента, я озадачился несколькими вопросами, которые касались личной жизни Яна Гиллана. Этот ряд вопросов возник не случайно, ведь я до сегодняшнего момента не слышал ни малейшего упоминания о существующем сыне. И тут у меня возникло сомнение в том, что мне правильно перевели слова Гиллана. Дело в том, что когда он представлял этого парня, я лично не слышал, что он сказал и поэтому поинтересовался у своих соседей. Именно они сказали, что это его сын. Однако глядя на нарождавшуюся комплекцию и их лица можно предположить, что они действительно отец и сын. Все мои слова касались непосредственно шоу. Если вспоминать о сет-листе, то все что я вспомнил можно выразить следующим образом: я упоминал уже о прозвучавшей песне под названием «Gut Reaction». Кроме нее я услышал еще пару треков с «Naked Thunder». Также звучала длинная медленная песня, название которой было настолько длинным, что я его не запомнил. У меня нет под рукой списка со всеми теми композициями, поэтому не буду излишне напрягать свою память. Еще мне удалось вспомнить, что на том концерте прозвучала песня, которая была записана на пластинку Гиллан/Гловер-88. Не помню точно, но, по-моему, это была «Telephone Box». Весь остальной песенный материал (по-моему, мнению) был представлен Greatest Hits таких групп как «Gillan», а также «Ian Gillan Band». Прослеживались какие-то вкрапления классического рок-н-ролла. Песен, которые можно было бы назвать «дипперпловскими» оказалось очень мало, не больше трех точно. Первая из них была «Strange Kind Of Woman», хотя я испытываю сомнение относительно, возможно вместо нее тогда звучала «Black Night», а может быть, и нет. Вторая из песен называется «Knocking At Your Back Door» и последней была «Smoke On The Water». Надо заметить, что третья песня исполнялась в качестве заключительной, поэтому все пришедшие слушали ее стоя и подпевая, кто как умеет. Эта песня стала настоящим гимном, как например, бывает во время окончания заседания. После этого пришедшим на концерт людям не оставалось ничего делать, как разойтись. Удовольствие от прослушанной музыки и увиденного шоу получено и каждый понимает, что на этом конец! Для полноты информации я мог бы добавить, что в том же интервью, которое было дано журналисту из журнала «Эхо планеты» Гилланом было сказано о том, что он думает о своей группе. Оказывается, он ответил, что эти ребята, играющие с ним, являются великолепными музыкантами, которые за время своей работы объехали практически все страны мира, а теперь планируют поездку в СССР. В этом же интервью он сказал, что он обязательно воспользуется, случаем и представит их зрителям. Средний возраст каждого музыканта, как сказал Гиллан, 40 лет. Прежде всего, он назвал имя гитариста Стива Морриса. Именно с ним он написал все песни, которые вошли в их альбом. Клавишником является музыкант по имени Томи Эйр, ударником – Тед Маккен, известный меломаном по игре в ансамбле Алекса Харви. Самым молодым из всех музыкантов группы стал Нек Донахью, играющий на ритм-гитаре. Дэйв Ллойд владеет игрой практически на всех инструментах. В другом выпуске этого же журнала были опубликованы фотографии Гиллана, сделано это было на цветной вкладке. Мне кажется, пара из этих снимков относится к выступлению на московском концерте. Не со второго точно, ведь на фото он изображен в тех же брюках, но жилетка там другая. Одна из фотографий посвящена вышеупомянутому «сыну». Он также одет несколько иначе. Во время выступления, на котором я присутствовал, он был без ремня советского образца. Не думаю, что эти снимки относятся к выступлению в каких-то других городах этого же тура. Свой рассказ о поездке на этот концерт я начал немного с личного, поэтому завершить также же хотел бы личным. После того как я все-таки побывал на «настоящем» рок-концерте, который стал для меня первым в жизни домой на свою Родину я привез не только эмоции, но и светлый образ Яна Гиллана, а также необычайный интерес к его сольной карьере. |