Спорткомплекс «Олимпийский»-Специальный репортаж

Организовывая настоящий тур Deep Purple в Москве, официальные представители группы в России столкнулись с целым рядом проблем. Они, как информационные спонсоры тура, отвечали за ознакомление фанатов Deep Purple со всеми новостями, связанными с жизнью и творчеством группы. И здесь вдруг возникла эта история с уходом Лорда.

Предыстория этого события связана с февральским туром, в котором было запланировано участие и Джона. Но этот тур по причине болезни Иэна Гиллана был отменен. В музыкальном мире упорно ходили слухи, что Лорд собирается покинуть команду, но никто не утверждал, что последним будет английский тур.

SAV Entertainment направил в начале марта в Москву фотографию от менеджмента Deep Purple. На промо фото, которое было сделано в предыдущем году в Германии, в городе Росток, были засняты Гиллан, Пэйс, Гловер, Морс и заменивший больного Лорда Дон Эйри. Снимок не сопровождался никакими комментариями, название же файла «2new band 8x10.jpg» было воспринято как ошибка, допущенная г. Пэйном.

Из британского фан-клуба DPAS 13 марта пришло сообщение, что в Москву приедет Дон Эйри. Эту новость они получили по своим каналам и выставили на своем сайте. Связавшись в срочном порядке с организаторами российского тура, мы услышали в ответ, что они удивлены этой новостью и никак не могут ее прокомментировать, так как слышат об этом впервые. На посланный официальный запрос ответа не было. 14 марта, дозвонившись до тур-менеджера группы, мы так и не получили четкого ответа на поставленные вопросы. Нам посоветовали обратиться к Брюсу Пэйну…

Наш редактор Андрей Гусенков решил узнать, на кого оформлены визы для въезда в Россию. Оказалось – и на Лорда, и на Эйри… Таким образом, мы поняли, что вопрос остается открытым. Напряжение все возрастало.

Пятницу 15 марта все восприняли как черный день. После обеда организаторы концертов Deep Purple сообщили, что по городу ходят упорные слухи о неприбытии в Россию Гиллана. В 16 часов Open Radio озвучило сообщение, в котором говорилось, что в интервью Гиллана прозвучала новость – Лорд покинул его команду окончательно. Но все продолжали ждать официального подтверждения, ведь не раз случались ошибки при переводе интервью или при его толковании. Сомнения оставались.

Однако менее чем через полчаса пришло официальное письмо менеджера Deep Purple, заверенное Роджером Гловером, в котором сообщалось, что, к сожалению, Джон решил уйти из группы, и с этого момента клавишником будет Дон Эйри. В письме Гловер выразил благодарность Джону за многолетнее сотрудничество и поприветствовал Эйри в группе.

Эта печальная, сенсационная новость была известна в этот момент всего лишь нескольким, пережившим за эти несколько дней сильнейший стресс, связанный со сложившейся ситуацией, и нежеланием менеджмента Deep Purple ее прокомментировать.

Mark 9 умер. Да здравствует Mark 10!

Какая все-таки жизнь непредсказуемая! Я и представить себе не мог в те далекие годы, когда записывал с «Голоса Америки» на японский двухдорожечный магнитофон музыку своих кумиров – группу Deep Purple, что именно я вынужден буду сообщить миру об уходе из этой команды великого артиста Джона Лорда… Очень печально. В «черную пятницу», 15 марта, в 18 часов на сайте появилось сообщение об этом, затем грустная сенсация разнеслась по Интернету и другим масс-медиа…

Несколько слов о Mark’е 10. По завершению концерта в спорткомплексе «Олимпийский», состоявшегося 19 марта 2002 года, многие фанаты Deep Purple начали высказывать критические замечания в адрес нового клавишника Эйри, заменившего Джона Лорда. Но это вполне объяснимо. Поклонники Лорда считали, что его замена Доном Эйри неравноценна.

Для того чтобы иметь свое собственное, объективное мнение на этот счет, я сразу же по возвращении домой после концерта взял все бутлеги Deep Purple с Доном Эйри, а также имеющиеся у меня бутлеги группы Rainbow, где он играл, и внимательно прослушал в разных треках именно органные партии, исполняемые Доном.

Мы все должны понять, и это необходимо для объективности суждений о том или ином музыканте, что на наших глазах начинается новый этап в творчестве Deep Purple. Всем нам известно, что в этой легендарной группе всегда работали великолепные музыканты, уникальные в своей оригинальности и неповторимости, никогда не желающие копировать манеру и стиль своих предшественников. Каждый приходивший в группу музыкант обладал определенным творческим багажом и своим собственным стилем.

Вы недовольны, что Эйри не удалось в точности повторить партии Джона? Так это же превосходно! Не захотел или не смог их скопировать? Чудесно! Разве стоит повторять или стремиться воспроизвести такого уникального музыканта, как Джон Лорд. Как всегда, в подобном случае самая лучшая копия будет хуже оригинала. Давайте смиримся с уходом Лорда. Как ни грустно, но это случилось, это уже в прошлом.

Дон Эйри, безусловно, обладает и мастерством, и опытом, имеет свой стиль и класс. Он привнесет в музыкальное звучание группы новые краски, сохранив ее первичность. Тем более что коллектив, по словам Дона, предоставляет ему полную творческую свободу.

Слушая клавишные партии Эйри, сыгранные им в разных концертах, я понял, что Дон не стремится играть их одинаково. К примеру, невольно я отметил, что на боннском концерте он великолепно отыграл «When A Blind Man Cries», а в Майбахе превосходно прозвучал сольный номер, в другом случае классно сыграл «Perfect Strangers», а еще отлично получилась «Lazy»… И таких примеров было множество.

Согласитесь, что точно так мы оцениваем вокальные партии или гитарные соло других музыкантов, неповторимых в каждом концерте. Вот поэтому я считаю, что Deep Purple сделали правильный выбор.

Всем нам, друзья, стоит набраться терпения и быть более толерантными, понимая, что новому музыканту, влившемуся в творческий коллектив с превосходными традициями и состоящий из высококлассных мастеров, трудно сходу взять и сыграть на «отлично» первую скрипку. Вспомните, как начинал работать в Deep Purple в 1995 году Стив Морс. Просмотрев записи концертов с его участием в Бомбее или Сеуле, вы увидите на сцене стеснительного и зажатого паренька, играющего довольно простые партии и как бы чувствующего себя неловко рядом с такими «монстрами» сцены… Затем он поехал в другие творческие туры, вышел оригинальный «Purpendicular»…

Этот улыбающийся и неловкий паренек остался в далеком 95-ом. Сейчас Стив Морс чувствует себя на сцене, как рыба в воде. Поэтому после того, как я послушал игру Дона на концертах «Радуги», и услышав какие номера он там вытворяет, я с уверенностью могу утверждать, что в настоящем времени Эйри, испытывая глубокое уважение к наследию Лорда, играет, используя всего лишь часть своего творческого потенциала.

Таким образом, появилась новая группа Deep Purple, и прежней она уже не будет никогда. Новым будет и ее творчество, и ее музыка. Как говорится, поживем – увидим. Уверен, легенда нас не разочарует. А Mark 10 обречен на успех. Счастья тебе, Mark 10!

Накануне

Вернувшись в Москву в понедельник, я уже был осведомлен об итогах концерта в Питере, прошедшего в воскресенье. Мне было известно о прекрасном состоянии Гиллана, об исполнении «Child In Time», о том, как Эйри перед концертом расспрашивал всех, что же исполнить из русского репертуара для зрителей Питера (он, очевидно, был уведомлен о неуместности «Подмосковных вечеров»). В конце концов, он сыграл мелодию Соловьева-Седого «Вечерний Ленинград». Отвечая на вопросы о Джоне Лорде, артисты объясняли причины ухода его усталостью. Поясняя, почему на питерском концерте не исполнялась «Up The Wall», Роджер мотивировал это тем, что они вместе с Эйри еще не разучили ее. Все это касается событий, происходящих в тот момент в Северной Пальмире.

А в Москве на 19 часов была запланирована пресс-конференция, проходившая в конференц-зале британского посольства. Довольно неожиданно, не так ли? Аккредитация, проверка металлоискателями – позади, и мы, наконец, разместились в зале. Здесь мне посчастливилось познакомиться с участниками фан-клуба, знакомыми мне лишь по электронной переписке. Среди них было много интересных людей, увлеченных музыкой Deep Purple, – Владислав, Геннадий, Миша, Света, Юля, Вячеслав... Общение с ними доставило мне искреннее удовольствие, фаны клуба не разочаровали меня.

В зале было человек 50-60, большое количество камер, на столе находились микрофоны почти всех телекомпаний. Но, увы, судя по тому, что показывало телевидение о пресс-конференции, количеству не удалось перейти в качество. Сюжетов на всех каналах телевидения было непростительно мало.

В половине восьмого вечера в зале появилась вся группа. Музыканты сразу произвели впечатление интеллигентных, приятных и открытых к искреннему общению людей. Ответственность за данное мероприятие взял на себя фронтмен Иэн Гиллан, блиставший в элегантном светлом костюме. Роджер Гловер сразу же, среди множества людей в зале, отыскал знакомых фанов. Снисходительно улыбался, глядя на суету вокруг, Иэн Пэйс. Необыкновенной любезностью отличался Стив Морс, а Дон Эйри покорил всех своей улыбкой.

Как не странно, но большую активность, чем журналисты, проявили члены фан-клуба, задававшие массу вопросов своим кумирам. Правда, ничего нового, в принципе, не прозвучало. Гиллан в самом начале рассказал о причине ухода Лорда, подчеркнув, что Джон, скорее всего, будет участвовать в их студийных записях. Иэн, говоря о новом альбоме, заметил, что поскольку до осени группа будет в турне, новый альбом начнут записывать в конце года (об этом я уже где-то слышал).

Он также ответил на вопрос, почему не была сыграна «Place In The Line». Объяснил это тем, что в программу была включена «When A Blind Man Cries», а два блюза в одном сете музыканты посчитали не самым лучшим вариантом. Но, уважая выбор зрителей, Иэн заявил, что возможно, когда-нибудь они сыграют и «Place In The Line».

Вопрос, каковы его отношения с Ричи Блэкмором, был встречен аплодисментами фанатов группы. Гиллан ответил, что замечательно провел с ним время в 1978 году, когда Ричи гостил у него дома, но позже многое изменилось, хотя в его памяти остались лишь приятные моменты. Иэн сообщил, что не так давно Ричи прислал открытки и поздравил двоих членов группы (Пэйс в этот момент утвердительно кивнул головой) с Рождеством, так что примирение вполне возможно.

Иэн также подтвердил, что Deep Purple, безусловно, занимается благотворительностью, но об этом, считают музыканты, неприлично громко говорить везде и всем.

Прозвучавшие позже вопросы были малоинтересны и неоригинальны. На пресс-конференции был распространен пресс-релиз, который подготовил А. Гусенков специально для организаторов тура. Но на основании материалов этого пресс-релиза некоторые СМИ («Московский комсомолец», например) опубликовали сфальсифицированные отчеты о пресс-конференции, не имеющие ничего общего с реальностью. Как живуча все-таки совковая журналистика!

Из-за довольно напряженного графика пресс-конференция продолжалась всего 20 минут. По ее завершении все бросились к музыкантам за автографами. Была подписана автором «Авторизированная биография Гиллана», хотя пришлось ее ждать довольно долго. С удивлением и изумлением взглянул на меня Стив Морс, когда увидел в моих руках буклет к альбому Steve Morse Band «Coast To Coast», протянутый ему для автографа. Еще раз пришлось изумляться Стиву, подписывая старинную виниловую пластинку с записью музыки Dregs.

Под конец всех музыкантов расхватали на всевозможные «Авторские программы» и «Эксклюзивы». Остальные участники мероприятия разошлись кто куда.

Meet And Greet

Накануне концерта было запланировано еще одно формальное действо, называемое «meet and greet». Это мероприятие являло собой встречу фанов с музыкантами группы, на которой они раздавали автографы своим поклонникам.

Место для этого было выбрано довольно странное. Через служебный вход надо было проходить в коридор, где находились раздевалки артистов. Далее стояла Г-образная вахтерская стойка, отделяющая коридор от остальных помещений. Все пятеро музыкантов размещались за стойкой, все остальные – с другой ее стороны. Для того чтобы получить автограф это было довольно удобно, но поговорить с музыкантами или сфотографироваться с ними было невозможно.

И все же мне удалось побеседовать с Доном Эйри, высказать благодарность за интервью, данное им нашему сайту в прошлом году. Дон произвел на меня впечатление очень скромного и приятного человека, с искренней, по-детски открытой улыбкой. Даже короткая беседа с ним доставила мне удовольствие. Мне показалось, что он все еще смущается своей внезапной популярности, стремясь оставаться в тени и, как только представится возможность, скрыться от всех.

Вообще, все музыканты группы – прекрасные, искренние люди. Никакой тебе «звездности». Когда разговариваешь с Гилланом, даже не чувствуешь, что это – легенда рок-музыки. Иэну Пэйсу, очевидно, не по душе подобные мероприятия и он стремится побыстрее покинуть их. Но Стив, Иэн Гиллан и Роджер чувствуют себя на них превосходно. Обычно мероприятия подобные meet and greet проводят после окончания концертов. Но из-за того, что на следующий день в 7 утра группа собралась лететь в Белгород, это действо организовали до начала концерта. Шансов встретить музыкантов после выступления, было очень мало.

Концерт

К счастью, мы попали в зал через служебные помещения, прошли мимо сцены, успев полюбоваться на огромное количество аппаратуры группы. Но самое главное, нам не пришлось проходить через те круги ада, которые встретились на пути в зал другим зрителям. При входе в «Олимпийский» милиция устроила что-то невообразимое, настоящее скотство – по-другому не скажешь.

15 тысяч человек вынуждены были проходить через несколько узких проходов, которые открыли очень поздно. Образовались огромные очереди, в которых пришлось выстаивать по полтора часа. Это свинство прочно вошло в практику московской милиции, которая ведет себя с каждым разом все более нагло и бесцеремонно. Из ряда вон выходящее мероприятие – устраиваемая ею проверка документов в мужских туалетах.

Из-за всего этого хамства концерт задержали на полчаса, ведь к официальному началу, к 19 часам, только половина зрителей смогла попасть на свои места. К 19.30 трибуны заполнились на две трети. И лишь когда исполнялась третья композиция в зал наконец-то вошли последние зрители.

Наблюдая за зрителями в партере, я поразился разбросу в возрасте – здесь были и 50-летние, убеленные сединами мужчины, и подростки. Сам я не заметил, но мне рассказали, что в первых рядах на плечах у папы сидел малыш, которого по ходу концерта пытался развлечь Гиллан, строя ему рожицы. Вокруг меня слышались разговоры, основанные на сообщениях нашего сайта, об уходе из группы Лорда… И вот, наконец, освещение в зале выключили и… All the hell breaks loose on stage!

Начался концерт с композиции «Woman From Tokyo», завоевавшей зрителей со звучания первых аккордов. Истомившаяся публика партера неистовствовала. Сидевшие на трибунах жаловались на звук, но для зрителей, находящихся в партере, все было великолепно. Не сравнить со звуком на концерте 1998 года, тем более с ужасной акустикой в Лужниках на выступлении группы в 2000 году.

Затем группа исполнила «Ted The Mechanic». Зрители чувствовали прекрасное настроение музыкантов, которые шутили и веселились, а фронтмен Гиллан превзошел самого себя, он будто вознесся над залом. Именно на этом концерте он пел лучше и мощнее, чем на всех предыдущих четырех выступлениях группы в Москве. Его сегодняшние голосовые кондиции позволяли дерзнуть даже на исполнение «Child In Time».

Deep Purple в Москве впервые исполнила «Mary Long» с новым звучанием органного сопровождения. Давнишние фанаты с восторгом встретили эту композицию.

Наступил момент исполнения «Lazy», где Дон Эйри получил возможность продемонстрировать свое мастерство. По окончанию концерта Михаил Гурев, руководитель фан-клуба, очень точно заметил, что все музыканты группы очень деликатно «вели» Дона Эйри, в особенности Стив. Как родители поддерживают свое дитя во время его первых шагов, так коллеги-музыканты оберегали сольные партии Эйри. Так когда-то Джон Лорд вводил в музыкальный свет Стива. Этим группа заслужила большое уважение всех – и коллег-музыкантов, и поклонников.

Когда Иэн объявил: «Эта песня – для вас!», и зазвучали первые аккорды хита «Child In Time», зал словно взорвался, не скрывая своих эмоций. Не удержался и я – наконец, осуществилась моя детская мечта. Великолепно звучало пение Гиллана. Это был одни из самых ярких, «бриллиантовых», моментов концерта. Тысячи огоньков озарили темноту – зрелище было настолько восхитительное, что нет слов, чтобы его описать.

Исполнение «No One Came» отличалось, как всегда, драйвом и силой. Хотя я не поклонник этой мелодии. Да и петь фанатам эту песню вместе с группой довольно сложно, даже запомнив весь текст. Но, это не могло испортить общее впечатление.

Мне очень повезло – в этом же концерте с блеском получила свою материализацию моя другая давняя мечта – услышать живое исполнение песни «Aviator». Я познакомился с этой песней на бутлеговской записи 1996 года. И поскольку этот номер очень редко исполнялся на концертах, было очень жаль, что такую прекрасную песню не могут послушать вживую поклонники Deep Purple. Несмотря на то, что на московском концерте этот номер прозвучал в сокращенном виде, он был очарователен.

Идея композиции «Well Dressed Guitar», созданной для гитары и оркестра, принадлежала Стиву, который разрабатывал ее в период поездки «Orchestra Tour 2000». Это своего рода дуэт гитары и органа, где ведущая партия принадлежит гитаре. Сначала зритель недоумевал, но вскоре песне удалось завести весь зал, который устроил овацию в конце номера, восхищаясь мастер-классом превосходной игры на гитаре.

Исполнение «Fools» было аналогично ее звучанию в 2000 году. Эйри постарался повторить в своей игре вариант Джона Лорда.

Сольный номер Дона Эйри начался с исполнения второго концерта Рахманинова (музыка так и осталась загадкой для многих), затем он виртуозно осуществил переход к «Подмосковным вечерам», сделав из них «Калинку-малинку», после чего сыграл что-то классическое, по мощности звучания почти баховское, и под конец – великолепное хаммондовское вступление к «Perfect Strangers». Публика с восторгом приняла как музыку, так и пение Гиллана.

Когда звучал проигрыш, случился досадный эпизод. Из-за кулис к Гиллану подбежал зритель (очевидно, из тех, что находились рядом с музыкантом) и стал прыгать вокруг него. Поскольку в это время сцена была слабо освещена, многие подумали, что это техник хочет поменять микрофон. Но тут появился один из охранников, удаливший нарушителя правопорядка со сцены. Если мне не изменяет память, в этом треке в первый раз за продолжительное время был применен стробоскоп, под аккомпанемент вспышек которого Гиллан показал акробатический трюк, использовав в нем стойку микрофона.

Отличные сольные партии прозвучали в «When A Blind Man Cries». Особенно хочется отметить эмоционально сыгранную, лиричную партию Эйри. Восхитительным был голос Гиллана. Певец то возносился, как бы паря надо всеми, то осторожно и нежно спускался вниз… Это был блистательный номер…

Затем публике было продемонстрировано гитарное представление Стива, в котором приняла участие вся группа, исполнившая популярнейшие композиции. Вначале Стив сыграл «Here Come The Sun» Харрисона, затем были «Back In Black» AC/DC, Led Zepellin, Aerosmith… И, конечно же, – «Smoke On The Water», вызвавший неимоверный шквал эмоций в зале «Олимпийского», описать который не хватает слов.

После этого прозвучал «Speed King», нестандартное вступление которого было превращено группой в традиционный ураган. Необычайно длинное соло Роджера, игравшего на бас-гитаре на протяжении 2-3 минут, покорило зрителей. Блеснул мастерством Иэн Пэйс, появившийся на сцене без традиционной банданы. Шквал оваций был наградой за его известную музыкальную шутку – виртуозная барабанная дробь левой рукой, в то время как правая рука поддерживает склоненную на нее голову. Как всегда, после драм-соло музыканты порадовали публику своими уникальными сюрпризами. Прекрасное настроение Гиллана подвигло его на исполнение старой баллады Пресли «Now And Never», которая вскоре перешла в рок-н-ролл. После этого состоялся музыкальный ринг между Иэном и гитарой Морса. И «Speed King» был завершен. Что и говорить, этот вариант «Короля скорости» стал грандиозным шедевром.

И еще одна мечта исполнилась на этом концерте. После небольшой паузы группа вышла на сцену опять и исполнила свою раннюю вещь – популярную «Hush», написанную, по словам Гиллана, «ровно тысячу лет тому назад».

После оригинального проигрыша публика дружно запела «Black Night». Разговор гитары Стива со зрителями – это что-то невообразимое! Заключительным аккордом, апофеозом этого удивительного праздника, как всегда, явилась «Highway Star», с чудесно исполненными партиями Стива и Эйри.

Вот и все… Замолчала музыка и все мы, словно враз отключенные от подпитывающей нас энергии, вмиг стали другими. Как быстро закончилось это превосходное выступление, подаренное нам легендарной рок-группой.

After Show

Организаторы «After Show» были настолько любезны, что предоставили нашему сайту пропуска на первую встречу с участниками мероприятия, проходившую в служебном помещении. Терпеливые поклонники 20 минут ожидали появления артистов. Наконец, появился Стив Морс и Дон Эйри. Как обычно – раздача автографов, вручение цветов, улыбки и комплименты…

Через некоторое время из-за перегородки охраны вышел, старина Роджер и стал общаться с присутствующими фанами. Я с удовольствием побеседовал с этим интересным человеком. Мы с ним были знакомы лишь по переписке по электронной почте, и я был приятно удивлен, когда узнал, что Роджер, оказывается, помнит меня и наши с ним заочные контакты в Интернете.

Все желающие могли с ним сфотографироваться или получить автограф. Роджер, не переставая, хохмил и шутил с присутствующими, взрывы хохота раздавались то тут, то там. На мою высокую оценку концерта Роджер сказал, что и группа довольно этим превосходным вечером, ведь выступая перед таким прекрасным зрителем, музыканты сами получают огромное удовольствие. Роджер подчеркнул, что это не дежурный комплимент с его стороны, а общее мнение всех музыкантов.

Иэн Гиллан, как и другие участники группы, проявлял внимание и любезность по отношению к присутствующим. Я поблагодарил его за прекрасное исполнение «Child In Time», в ответ он заметил, что делал это с радостью.

Встреча закончилась. На улице дул холодный ветер. Эйфория, охватившая нас, не позволяла осознать и оценить все то, что произошло за последнее время и, увы, закончилось. А служебный вход все еще осаждала группа поклонников в надежде увидеть артистов и получить автограф. Хочется верить, что им это удалось.

Послесловие

В заключение можно сказать, что тур Deep Purple по России, который организовали SAV Entertainment и «Русский шоу центр», удался и стал знаменательным событием. К сожалению, некоторые «специалисты» подвергли критике выступления группы в провинциях России, посчитав это проявлением снижения уровня Deep Purple, творческого упадка «темно-лиловых», подобно коллективам Status Quo и Nazareth.

Какая глупость! Если уж сравнивать с другими группами, то в отличие от Status Quo, Smokie, Animals, Nazareth и Uriah Heepи, которые тоже выступали в разных частях России, Deep Purple знают и любят как в республиках бывшего СССР, так и в странах Европы, Америки, Австралии, Азии и Южной Африки, где популярность их подтверждается концертами в переполненных многотысячных залах, и на огромных стадионах. Они продолжают быть звездами и героями сегодняшнего дня. Сейчас они находятся в новом зените своего успеха и славы.

Собственно, до настоящего времени не было группы такого уровня, которая осмелилась бы предпринять турне по российской глубинке. Обычно все ограничивались концертами в Москве и Питере. Поэтому достойны благодарности те, кто занялся дорогим и хлопотным делом и организовал это грандиозное мероприятие.

Кроме того, я совершенно уверен, что поклонники Deep Purple в Екатеринбурге или Белгороде ничуть не хуже, чем в Австрии или Франции. А что в нашей стране знают эту легендарную группу и любят ее музыку значительно больше, чем в любом из штатов США, ни у кого не может вызывать никакого сомнения. Я в этом абсолютно уверен.

Благодаря Deep Purple, мы стали более уважительно относиться к самим себе. Прекрасное выступление, замечательные зрители, великолепный прием. Надеемся на новые встречи.

На правах рекламы:

Межфланцевые затворы дисковые поворотные межфланцевые | Продать антикварную посуду дорого. Бесплатная оценка и выезд эксперта. "Точка Сбыта" | Благушина Наталия Алексеевна в Москве | Модульных зданий фельдшерско - акушерских пунктов в Красноярске