Джозеф (Джо) Сатриани

Джозеф (Джо) Сатриани – американский гитарист-виртуоз родом из Италии. В списке его учеников присутствуют такие знаменитые фамилии, как Кирк Хэммет, Стив Вэй, Алекс Школьник, Charlie Hunter, David Bryson, Larry LaLonde и другие.

По мнению британского издания Classic Rock Джозеф Сатриани является одним из самых великих и прославленных гитаристов всех времен. В конце 1993-го года Сатриани занял место Ричи Блэкмора, покинувшего Deep Purple во время очередных гастролей. Однако в следующем году гитарист был вынужден оставить коллектив из-за контрактных обязательств.

За все время творческой деятельности Сатриани было продано более 10 миллионов копий его дисков.

Биография

Джозеф Сатриани Родился 15-го июля 1956-го года в Вестбери штат Нью-Йорк. Позднее его семье переехала в небольшой городок Кэйрл Плэйс, где прошло детство и юность музыканта. Кроме него в его семье было еще четверо детей. Впервые он примерил на себя роль музыканта в 9 лет, когда сел за барабаны. Этот первый музыкальный опыт побудил его заняться музыкой всерьез и Джо начинает брать уроки. Первая его установка была очень забавной, она состояла из резинового пэда и банки из-под кофе. Отец юного музыканта всячески культивировал в своем сыне страсть к музыке и старался поощрять его интерес к музыкальным занятиям. Чтобы заставить сына заниматься, Джо придумывал ему всякие награды в том случае, если мальчик докажет свою сознательность и целеустремленность. Так если он прилежно занимался, то в качестве поощрения получал хай-хэт или что-то подобное.

Спустя два года Джо уже мог читать с листа и импровизировать, и наконец-то, у него появилась Ludwig – его первая установка. Вскоре юный музыкант начинает понимать, что до настоящей профессиональной игры ему еще очень далеко. Он чувствовал, что еще слишком мал для того, чтобы по-настоящему выкладываться на занятиях. Ему явно недоставало физического развития. В конце концов, он решает взять тайм-аут. Тем временем Сатриани начинает проявлять интерес к творчеству Led Zeppelin, Cream и Джими Хендрикса.

Он четко для себя решил, что если когда-нибудь снова начнет заниматься музыкой, то это будет гитара. После кончины Хендрикса Джо утвердился в своем решении и начал осваивать премудрости игры на этом музыкальном инструменте. Сатриани принялся усердно тренироваться на подаренной ему Hagstrom III.

В школе Кэйрл Плэйс, где учился Джо, кроме основных уроков были еще занятия по хоровому пению и оркестровой музыке. Там он изучал элементарную музыкальную теорию, а так же научился петь с листа. Дополнительно молодой человек занимался по книгам и штудировал гармонические схемы, которые брал у своих друзей.

В совершенстве освоив технику гитарной игры, параллельно с занятиями в школе Джо начинает сам давать уроки. Стив Вай был одним из его первых учеников. Репетиторство было для маэстро Сатриани не более чем дополнительной подработкой.

В старших классах Джо продолжал изучать музыкальную теорию. Речь уже идет об углубленной музыкальной теории, когда будущие музыканты узнают, как пишутся симфонии, струнные квартеты, кантаты. В те времена обучение в Нью-Йорке было на очень высоком уровне с массой требований. Его педагог Bill Wescott был настоящим фанатом своего дела.

Джо удавалось совмещать учебу с выступлениями на школьных вечерах и в городских парках за вознаграждение. В шестнадцатилетнем возрасте он уже давал концерты во многих клубах Нью-Йорка.

В 11-м классе мне родители уже позволяли уезжать на выходные в Хэмптонс (курортная окраина Лонг-Айленда), чтоб проводить там концерты. Это были две разные реальности. В выходные я был профессиональным музыкантом, который выезжает на гастроли и дает концерты в разных городах, а в будни я вновь превращался в ученика одной из школ, готового снова засесть за книжки и конспекты и прилежно заниматься. Я жил какой-то двойственной жизнью, словно во мне поселились две совершенно разные личности.

Обучение преподавателя Bill Wescott было настолько качественным, что после окончания школы поступать в колледж уже не было необходимости. К тому же у Джо уже был весьма богатый опыт профессиональной концертной деятельности. Поскольку его старший брат тоже был музыкантом, реакция семьи была не столь бурной, когда Джо заявил, что дальше учиться не пойдет, потому что хочет посвятить себя музыке. Его близким не оставалось ничего другого, как смириться с выбором сына.

После школы Сатриани переехал в Сан-Франциско, где продолжил заниматься своим любимым делом, оттачивая технику игры во время работы сессионным музыкантом, а так же давая уроки. На протяжении 10 лет Джо был учителем и наставником у начинающих музыкантов, а в свободное время подрабатывал в музыкальном магазине. Среди его учеников были такие известные личности, как Ларри Лалонд (Larry LaLonde — Primus), Хэмметт Кирк Ли (Kirk Lee Hammett - Metallica), мастер джаз-фьюжена Чарли Хантер (Charlie Hunter) и Дэвид Брайсон (David Bryson — Counting Crows).

Помимо этого Джо Сатриани проводил концерты с разными коллективами, но на постоянной основе не сотрудничал ни с кем. Дольше всех продержалась группа The Squares, в которой играл барабанщик Джефф Кампителли (в дальнейшем Джо Сатриани проработает с ним много лет).

В начале 80-х Джо впервые задумается о сольной карьере. В 1984-м он запишет и выпустит свой первый сольный альбом «Joe Satriani», который вряд ли можно считать успешным. Но в 1986-м году ситуация изменилась. Началось все с того, что Стив Вай, один из лучших учеников Сатриани, благодаря продуктивному сотрудничеству с командой Дэвида Ли Рота, привлек внимание СМИ. Участвуя в интервью для различных американских изданий, Стив неоднократно ссылался на своего учителя и друга Джо Сатриани. Эта неожиданная реклама и выход первого сольника Джо «Not Of This Earth» пришлись примерно на одно время, вследствие чего творения маэстро Сатриани стали пользоваться небывалым успехом.

В 1987-м году вышел его второй альбом «Surfing With The Alien», который мгновенно прославил своего талантливого автора. Теперь его фотографиями пестрели страницы всех музыкальных журналов. Сам Мик Джаггер предлагал ему принять участие в турне по Австралии и Японии. Вот что рассказывает об этом периоде Сатриани:

Предложение от Джаггера было как нельзя более своевременным. В это время как раз только что вышел мой второй сольник «Surfing With The Alien». Моим поклонникам было очень интересно познакомиться, наконец, со своим кумиром. Когда я присоединился к команде Джаггера, меня стали осаждать CNN, Rolling Stone, Wall Street Journal и NY Times в надежде взять интервью. Так я обрел бешеную популярность. И я очень рад, что мне выпала честь выступить с группой такого шоумена, как Мик Джаггер.

Год спустя вышел следующий альбом Сатриани «Dreaming #11» (1988), в который вошли как студийные треки, так и «живые» композиции. А в следующем году был выпущен диск «Flying In A Blue Dream» (1989) – это его первый альбом, в котором можно услышать вокальные партии автора. Впервые маэстро участвовал в записи своего альбома в качестве вокалиста. Одна из его композиций – «One Big Rush» стала саундтреком к фильму Кэмерона Кроу «Say Anything», после чего его музыкальная карьера стремительно пошла на взлет.

А тем временем жизнь сводит Джо с Ibanez – результатом их совместной работы стала именная гитара Ibanez JS Signature. Следующий альбом Сатриани «The Extremist» был выпущен в 1992-м году. Несмотря на существенный временной отрыв с предыдущими альбомами музыканта, этот диск занял достойное место в американских чартах.

В 1993-м году вышел двойной CD «Time Machine». В первый диск вошли студийные записи и «бонусные треки с зарубежных альбомов», а так же композиции с альбома «Joe Satriani» и несколько новых вещей. Во втором диске нашли место 14 композиций, записанных с концертов.

В конце 1993-го года Сатриани предлагают войти в состав Deep Purple вместо ушедшего Ричи Блэкмора. После некоторого колебания Джо принимает предложение. Заменить Ричи было непростым делом, учитывая тот факт, что в сжатые сроки необходимо было выучить все, над чем работали в данный момент Deep Purple, но Джо продемонстрировал удивительную трудоспособность. Ему даже предложили место постоянного гитариста в группе, но Сатриани отказался.

Ощущения были двойственными. В действительности я не чувствовал себя членом их команды, я всего лишь замещал одного из них. Я наблюдал за реакцией зрителей и видел их разочарование, когда вместо Блэкмора я выходил на сцену. Его партии лучше него никто не сыграет, я в этом уверен. Я слушал его исполнение в концертных записях и видел, что он десять раз может исполнять одну и ту же песню, и все десять раз она будет звучать по-разному. Он искал способы ее улучшить, исполняя на разные лады. Он никогда не повторялся. Заняв его место, я перенял его эстафету. В основном я обрабатывал новый материал, с которым мы выезжали на гастроли. Мне было приятно быть одним из Deep Purple, мне понравились эти ребята и то, что они делают. Команда достойная!

В 1995-м году Джо занялся гитарным проектом G3. По плану в проекте будут задействованы трое самых виртуозных и непревзойденных гитаристов. Джо Сатриани:

Однажды я в разговоре с менеджером посетовал на свое одинокое положение – один в студии, один на сцене… всегда один. Мои турне никогда не пересекались с гастролями других гитаристов. Я практически не имею возможности общаться со своими коллегами, а гитаристы, сами знаете, народ общительный. И меня осенила идея. Я решил организовать что-то вроде гитарного мини-фестиваля, в котором смогут принять участие не более трех человек. На многих концертных площадках действует регламент, запрещающий вести концерт более трех часов, а даже три часа «живой» музыки все-таки многовато. Так и родился на свет G3. Название придумал мой менеджер Mick. В начале наш проект не вызвал большого интереса, промоутеры отнеслись ко всей этой затеи очень скептически. Но я сумел заразить всех своим энтузиазмом, и по реакции поклонников стало ясно, что проект имеет успех.

Очень скоро G3 стал проводиться ежегодно с обязательным участием Стива Вая и Джо Сатриани, а третьим к ним присоединялся новый гитарист. В «фестивале» уже успели поучаствовать Эрик Джонсон (Eric Johnson), Роберт Фрипп, Ингви Мальмстин, Джон Петруччи (последние двое из группы Dream Theater), а так же другие музыканты.

В 1998-м году был выпущен новый студийный диск Джо Сатриани «Crystal Planet», который занял свою позицию в Тор 50 США. Затем последовало турне G3 по городам Северной Америки.

В 2000-м году Сатриани выпустил новый альбом «Engines of Creation», в котором появились новые электронные оттенки. Этот диск, впрочем, как и все предыдущие, был одним из претендентов на Grammy в номинации «лучшее рок-инструментальное исполнение» композиции «Starry Night», но и в этот раз награда досталась другому музыканту. Джо за все время своей музыкальной карьеры становился номинантом Grammy одиннадцать раз.

В 2001-м году был записан новый диск «Live in San Francisco», содержащий запись декабрьского выступления Джо Сатриани в Сан Франциско в 2000-м. А в следующем году вышел студийный альбом «Strange Beautiful Music».

Помимо своих собственных сольных проектов Сатриани был задействован в записи альбомов других музыкантов, а именно «Hey Stoopid» (Элис Купер), «Radio Free Albemuth» (Стюарта Хэмма), «All Sides Now» (Пэт Мартино) и т. д.

2004-й год ознаменовался появлением нового студийного альбома Джо Сатриани «Is There Love in Space?». Диск содержит две вещи, в которых автор проекта впервые за последние 15 лет сам исполняет вокальные партии. В записи альбома так же принимали участие бас-гитарист Мэт Биссонет, барабанщик Джеф Кампителли и гитарист (он же клавишник) Эрик Кодье.

В 2005-м году вышел «G3 — Live In Tokyo» на DVD – концерт G3 в Японии, в котором участвовали Джо Сатриани, Стив Вай и John Petrucci.

В 2006-м году выходит очередной студийный диск Сатриани «Super Colossal», после чего Джо вместе со своими музыкантами (теперь вместо отсутствующего Мэтта Биссонета к команде присоединился басист Дэйв Лару) отбывает в мировое рекламное турне в поддержку нового альбома. Россия не попала в список стран, где выступали музыканты.

31-го октября 2006-го года свет увидел двойной DVD+CD «Satriani LIVE!», куда вошла видеозапись концерта с гастрольного турне «Super Colossal». Так же в качестве бонуса в диск вошли фотографии, фрагменты видео и выступление Joe Satriani India Tour.

В декабре 2007-го года Джо снова был в числе номинантов на премию Grammy, претендентом на этот раз стала композиция «Always With Me, Always With You».

Примерно в это же время вышел еще один альбом «Surfing With The Alien (Legacy Edition)», в который вошли все по-новому обработанные композиции с диска 1987-го года.

В марте 2008-го года на прилавках магазинов появился новый диск Джо Сатриани «Professor Satchafunkilus and the Musterion of Rock», после чего маэстро вновь отправляется в мировое турне.

8-го июня 2008-го года среди прочих городов мирового концертного тура Joe Satriani была и Москва, где на разогреве у маэстро выступил гитарист Дмитрий Четвергов.

В 2009-м году был записан дебютный альбом группы Chickenfoot, а в феврале 2010-го года вышел новый DVD+CD «Live From Paris: I Just Wanna Rock!», представляющий собой запись с концертов «PROFESSOR SATCHAFUNKILUS TOUR». В этом же году состоялся тур «2009 EXPERIENCE HENDRIX», в котором участвовал Джо Сатриани.

Студийный альбом «Black Swans And Wormhole Wizards» появился в продаже 5-го октября в США, и 4-го числа в других странах. Этот четырнадцатый по счету альбом был выпущен на лейбле Epic Records.