Don Airey - «Клавишная опора» Пурпурных

Если бы 10 лет назад я узнал, что в 2001 году буду брать интервью у клавишника Дона Эйри, который только вернулся из гастрольного тура по Европе в составе «Deep Purple» вместе с гитаристом Стивом Морсом, я бы в это никогда не поверил. Несмотря на то, что появление в DP Джо Линн Тернера 10 лет назад казалось чем-то невообразимым, никто никогда не смог бы и представить себе эту группу без Джона Лорда и Ричи Блэкмора.

Спустя три года из коллектива ушел Ричи Блэкмор, ему на смену пришел Стив Морс. Несмотря на это, группа продолжила свою успешную деятельность. Однако возможный уход Джона Лорда означал бы распад группы навсегда. Уход Ричи перенести было немного легче, ведь такое уже случалось, да и на смену ему пришел хороший молодой музыкант, который не только смог вписаться и подстроиться под фирменное звучание, но и добавил некой искры. А вот Джон был основным участником всех составов с момента образования «Deep Purple».

Многих шокировала новость, о том, что Лорд получил травму, немного позже было объявлено, что на какое-то время его заменит Дон Эйри. Знатоки тут же вспомнили, что в начале 70-х годов был случай, когда Лорд во время тура по Великобритании заболел. Одно выступление коллектив отыграл вчетвером, без клавишника, остальные же пришлось отменить. Тогда-то и появился вопрос, а можно ли вообще найти замену Джону? И тут дело не в том, является ли Дон Эйри профессионалом своего дела (это ни у кого сомнений не вызывало), а сможет ли он, органично вписаться в группу, как это когда-то было со Стивом Морсом.

И Эйр сумел это сделать. После первых выступлений в Скандинавии были только положительные отзывы. Но сомнения еще не покидали многих. Как оказалось впоследствии, зря. После концертов, прошедших в Германии, можно было сказать с полной уверенностью – незаменимых нет. Техника Дона была на высоте, а также понимание происходящего во время выступления. Казалось невероятным, что этот музыкант работает в группе всего лишь несколько дней. Если обратить внимание на то, что в последние несколько лет Лорд был на сцене не таким энергичным как раньше, то приход Эйри положительно сказался на группе. Как и Морс, Дон не пытался повторить соло Джона, а играл свое, что прекрасно вписывалось в традиционный стиль «Deep Purple». Правда тот факт, что группа на протяжении месячного тура играла одни и те же композиции, многих не радовала, однако, это можно списать на непредвиденные обстоятельства, касаемо замены музыканта. В итоге, возможность ухода Джона Лорда уже не казалась такой катастрофической…

Список заслуг Дона Эйри довольно большой. Он принял участие в записи более сотни альбомов, также ездил в гастрольные туры с множеством знаменитых коллективов. Последней в этом списке стала небезызвестная группа «Deep Purple». О ней быстро рассказать просто невозможно.

В июне 1948 года на северо-востоке Великобритании в городе Сандерленд родился Дон Эйри. Музыкальные пристрастия формировались под влиянием классической музыки (он окончил курс занятий на фортепиано), а также не меньшим интересом к джазу и року. Эйри стал профессионально играть на органе «Хаммонд», выступая в кабаре и ресторанах своего города. Кроме того, он решил продолжать свое обучение: окончил университет в Ноттингеме, получил диплом Королевского северного музыкального колледжа.

В 1972 году началась его музыкальная карьера. Некоторое время он путешествовал по миру, зарабатывал на жизнь выступлениями на курортах Флориды, Африки, Дальнего Востока и круизных лайнерах.

В 1974 году он решается на переезд в Лондон и становится участником группы Кози Пауэлла, носившей название Hammer. На гитаре у Пауэлла играл Берни Мардсен, который спустя время перешел в «Whitesnake» (по мнению большинства, именно тот состав группы стал «золотым» - Ковердейл, Нил Мюррей, Иан Пейс, Микки Муди, Берни Мардсен, Джон Лорд). Команда записала три хита, потом гастролировала почти год, а потом Ричи Блэкмор решил пригласить Кози Пауэлла в группу Рэйнбоу. Но и Дон Эйри вскоре нашел себе новую работу. Он стал участником знаменитой фьюжн-команды из Великобритании – «Colosseum II».

В ее составе он записал три пластинки: «Strange New Flesh» (1976), «Electric Savage» (1976) и «Wardance» (1977). Именно в этой группе Дон много лет работал вместе с Гэри Муром и басистом Нилом Мюрреем (Neil Murray, потом его называли Whitesnake, Black Sabbath, Peter Green, Brian May и т.д.). В 1977 году Эйри совместно с группой Colosseum II участвовал в записи пластинки Эндрю Ллойд Уэббера «Variations». В том же году он помогает записать Гэри Муру сольную песню – «Back on the Streets», а именно сделал аранжировку темы, называвшейся «Бискайский блюз», которая в сочетании со стихами Фила Лайнотта стала всем известной «Parisienne Walkways». В итоге, благодаря совместной работе Мура и Фила Лайнотта, Гэри перешел в группу «Thin Lizzy» и стал заменой Брайана Робертсона. Но вследствие этого группа Колизей-2 прекратила свою деятельность. Некоторое время Дон Эйри был в составе группы «Black Sabbath». Однако после выхода альбома «Never Say Die» Оззи Осборн решил уйти, и группа распалась.

Вскоре Эйри позвонил его знакомый Кози Пауэлл и сообщил, что Ричи в «Rainbow» требуется клавишник. Дон отправился в Нью-Йорк и к концу 1978 года стал частью этого коллектива. В составе группы он записал две пластинки – «Down To Earth» (1979) и «Difficult To Cure» (1981). А в конце 1981 года в группе вновь начались изменения, и новым клавишником стал Дэйв Розенталь. Когда Эйри был еще в составе «Rainbow», то успевал во время гастролей записывать клавишные для первого сольного альбома Оззи Осборна «Blizzard of Oz». Также он успел поучаствовать в создании дебютной пластинки «Michael Schenker Group» (1980), сольного альбома Кози Пауэлла «Over the Top» и сольного альбома Берни Мардсена «And About Time, Too».

Совместная работа с Озборном не ограничилась записью первого альбома, а когда завершился мировой тур «Rainbow» в 1981, Дон Эйри отправился в Лос-Анджелес, чтобы стать полноправным участником ОО-Бэнд на целых три года. С помощью Эйри Оззи смог записать еще один альбом – «Bark at the Moon».

В 1985 году Эйри возвращается в Великобританию. Тут продолжает свою деятельность сессионщика с Гэри Муром, группой Берни Мардсена «Alaska», а также другими музыкантами. В 1987 году Дон делает запись клавишных партий для коммерчески успешной пластинки «Whitesnake'87», а затем отправляется в гастрольный тур, однако, вместе с другой известной группой «Jethro Tull». По завершению гастрольного тура по Америке и Европе, он помог записать альбом «Crest of a Knave», который впоследствии принес коллективу премию Грэмми в номинации «хард-рок и хэви-метал».

В начале 1988 года Эйри подписал контракт с компанией MCA и начал работу над своим сольным альбомом «K2». Для помощи в его записи летом были приглашены Гэри Мур и Кози Пауэлл. Но пластинка стала коммерчески провальной, поэтому в 1989 году был выпущен ограниченный тираж для продажи в Германии и Японии.

Тогда-то, Эйри решил вновь работать с «Whitesnake» он принимал участие в записи их нового альбома «Slip of the Tongue» (1990).

Осенью 1989 года Эйри вновь приезжает в Лондон для того, чтобы продолжить сотрудничество с Гэри Муром в записи альбомов «After the War» (1989) и «Still Got the Blues» (1990). Все партии Хаммонда были записаны им, также он делал оркестровки.

В 90-е годы Дон Эйри записывает композиции, ездит на гастроли с Judas Priest ("Painkiller", 1990), Кози Пауэллом («The Drums are Back», 1992), Брайаном Мэйем («Back to the Light», 1993), Гленном Типтоном («Baptizm of Fire», 1997), Ули Джон Ротом («Transcendental Sky Guitar», 2000), Микки Муди («I Eat them for Breakfast», 2000), G3 и другими коллективами. В 1997 году он отправился на конкурс Евровидение, где для выступления Katrina & the Waves, ставших победителями, дирижировал оркестром и делал оркестровку.

В 1999 году компания 121 music выпустила переработанный альбом Дона Эйри «K2».

Теперь Дон Эйри, видимо ностальгируя по своим былым успехам и известности, выступает в составе группы «Company of Snakes» со своими друзьями - Микки Муди, Бенни Мардсеном, Нилом Мюрреем. Их репертуар состоит из композиций «Whitesnake», написанных в конце 70-х – начале 80-х годов. Также они отправлялись в небольшой гастрольный тур по клубам Великобритании этой весной с коллективом «Airey/Bonnet Band».

Как ты стал участником Deep Purple?

Роджер Гловер позвонил мне за неделю до начала гастролей и попросил, чтобы я заменил Джона Лорда на 3-4 выступления.

Сколько времени вы смогли порепетировать?

Подтверждение об участии я получил за 48 часов до начала тура. За день до концерта в Скандерборге мы репетировали в Аархусе три часа. А в день выступления я, Стив и Роджер нашли еще пару часов для репетиции в номере гостиницы. В основном отрабатывали детали «Well-Dressed Guitar».

Вместе со Стивом Морсом ты выполнял фирменное соло группы с чередованием гитары и органа. Тебе больше нравится быть лидером или ведомым в этом случае?

Конечно ведомым, если лидер Стив!

Твоя биография – это часть истории всех популярных групп. Она была сделана так нарочно или же всё получилось само по себе?

Сразу вспоминаются слова Джона Леннона о том, что жизнь – это то, что происходит с тобой в тот момент, когда ты думаешь заняться чем-то еще. Мое «чем-то еще» - это время обучения на классического пианиста, поигрывание джаза для души, получение диплома в консерватории. Также я собирался жениться. Но именно в это время меня увлек рок-н-ролл.

Какую группу/выступление/сессию тебе приятнее всего вспоминать?

Группа: скорее всего «Rainbow» с Кози Грэхемом. Выступление: в мае 1980 года с Радугой на Будокане; в 1984 году с Оззи Осборном в Мэдисон-Сквер-Гардене; в 2001 году с Дип Перпл в Ликабеттус-амфитеатре в Афинах. Сессия: Over The Top с Кози Пауэллом.

А теперь, какую неприятно?

Таких сессий было несколько. Например, одна из них с группой «Zeno». Также была ситуация, когда я в студии Эбби Роуд поругался с Лондонским симфоническим оркестром. Но в итоге все разрешалось положительно.

Расскажи о возможности твоей дальнейшей деятельности в DP?

Я живу надеждой.

Давай представим, что Джон Лорд принял решение закончить свою рок-н-ролльную деятельность, и тебе поступит предложение стать полноправным участником группы. Ты дашь согласие?

Ой, блин!

Это значит «да»?

Не обязательно.

На твой взгляд, должна ли группа в составе Гловера, Пэйса, Эйри, Морза и Гиллана называться Deep Purple или по-другому (как это было с Company of Snakes, ранее именовавшаяся Whitesnake)?

Им принадлежит название, ведь многие участники группы из старой гвардии, поэтому иначе они называться не могут! «Deep Six»? или «Purple Dregs»? Но мне очень нравится самое первое название коллектива – «Orpheus».

Как тебе удалось стать участником группы Кози Пауэлла?

Однажды басист Кози, легендарный Клив Чэмэн, увидел меня, когда я выступал в одном из лондонских клубов, и позвал в Cozy Powell's Hammer на прослушивание. Это был знаменательный день моей жизни. Меня поразила игра Пауэлла, а также его кабриолет Jaguar E-type, на котором он приехал на прослушивание.

В 1978 году вы стали вместе с группой «Black Sabbath» участвовали в записи альбома «Never Say Die». Как вы смогли попасть в ее состав?

Я лишь участвовал в записи пластинки, хотя и говорили об американских гастролях.

В то время было множество слухов, что «Black Sabbath» находится в сложном положении. А как, по вашему мнению, все выглядело в действительности?

Это совсем не так. Они больше были похожи на дружную братскую семью. А музыка была замечательной, например, «Juniors Eyes», «Johnny Blades», «Airdance», «Over to You». Оззи довольно много потешался над ребятами, особенно доставалось Биллу Варду. В то время когда я занимался записью синтезатора для песни «Johnny Blades», Осборн делал макияж Биллу в стиле Kiss. Главное то, что Оззи делал это несмываемыми чернилами, а Билл этого не знал.

Как ты попал в «Rainbow»?

Мне позвонил Кози и предложил пройти прослушивание в Нью-Йорке. Я прибыл домой к Ричи, сыграл ему несколько произведений Баха, а после мы занимались ерундой, однако, в итоге написали песню «Difficult To Cure». Потом Ричи, Кози и я в декабре 1978 года в течение трех недель не выходили из студии, занимались музыкой, которая в итоге плавно перетекла в «Down To Earth». Слава Богу, к моей радости, накануне Рождества, в тот самый день, когда жена сообщила мне о своей беременности нашим первенцем, мне поступило предложение стать участником «Rainbow».

Каково твое мнение относительно Ричи Блэкмора?

Разумеется, спустя время вспоминается только хорошее, но для меня он всегда был композитором, использующий вместо пера гитару. Он один из самых легендарных рок-сочинителей. Та музыка, которую он написал со своим коллективом, бессомненно самобытна и оказывает большое влияние. Я бы назвал его мятущимся гением, а также замечательным футболистом!

Поддавался ли он влиянию сторонних музыкальных идей?

Да, поддавался. Но эта идея всегда была хорошей. Ричи, как волшебник, вынимал из своей шляпы отличный трюк, от которого все только затылок почесывали.

Ты принимал участие в записи нескольких невероятных песен «Rainbow». Скажи, пожалуйста, как это происходило, и сколько времени было потрачено на запись «Maybe Next Time» и «Difficult to Cure»?

На запись «Difficult to Cure» было потрачено много времени. У Бобби Рондинелли никак не получался проигрыш, именно поэтому пришлось отказаться от наработанного материала. Тогда я записал аккомпанемент на мини-муге, который пропустили через секвенсор от Sequential Circuits, и работа началась с этого. В конце мы записали ударные, которые получились очень впечатляющими.

А вот на запись «Maybe Next Time» ушло мало времени. С первого раза гитарная партия Ричи оказалась самой удачной, что я когда-либо слышал. Я был очень удивлен, что он решил не брать этот дубль, а выбрал солянку из более поздних.

Перед уходом из «Rainbow» Кози Пауэлл сказал, что для совместной работы с Блэкмором необходимо быть боксером. Действительно ли у Ричи такой сложный характер?

Ричи предъявляет высокие требования к работе и настаивал, чтобы все члены коллектива «Rainbow» следовали им, это пойдем им на пользу. Если в тебе доминирует лень (как у множества музыкантов), то тут могут быть проблемы. Стоит только понять, чего он хочет (я смог это сделать за пару недель), и все идет как надо. По моему мнению, Кози хотел этим сказать (между прочим, перед выходом на сцену он обувал боксерские кеды), что если ты хочешь запечатлеть свои идеи на альбоме, то за это надо сражаться.

Из-за чего ты покинул «Rainbow»?

Я посчитал, что группа становится более «трансатлантической». Тем более, по истечении трех лет необходимо самому двигаться дальше, либо что бы кто-то тебя продвигал.

Я слышал разговоры о том, что ты играл на альбоме «Straight Between the Eyes». Так ли это?

Мне постоянно задают этот вопрос, однако, это не так.

А касаемо концертника Оззи Осборна «Speak Of The Devil»?

Тоже нет.

В 80-е годы Оззи Осборн ассоциировался у всех с «чернокнижником». Старался ли он поддерживать этот образ или так его «преподносили» средства массовой информации и поклонники?

В то время, когда я был в составе группы, какие-то слова или действия не как не указывали на то, что он имеет отношение к чернокнижию. Алкоголь и наркотики были, а вот чернокнижия точно нет. По моему мнению, мэры нескольких южных городов Америки старались запретить наши концерты в виду того, что Оззи – сын дьявола или что-то подобное, а журналисты уже сделали из этого тему.

Как ты оказался в «Jethro Tull»?

Я отправился на прослушивание. По прошествии 20 минут, Иэн сказал, что хотел бы послушать что-то из моего репертуара, поскольку их музыка была исполнена великолепно. Я тут же придумал инструменталку и сыграл ее с ребятами. Все прошло на высоте, весело, такое на прослушивании почти никогда не происходит.

Расскажи о своих впечатлениях от этого коллектива.

В те времена группа была немодная, многие ещё удивлялись, её существованию. Когда я был на прослушивании, то удивился, как тонко они все чувствуют, а спустя время был поражен, как хитро Иэн пишет стихи, сочиняет музыку и создает шоу. Гений! Он не менее хорош во время игры в настольный теннис.

Ты работал с огромным количеством разнообразных музыкантов. И ты прекрасно знаешь, что зачастую клавишные в их композициях были только лишь «фоновым», вспомогательным инструментом. С кем в работе из этих коллективов ты чувствовал себя свободнее для игры на клавишных? Кто больше всего прислушивался к твоим идеям в музыке?

Конечно же, это «Rainbow», Colosseum II, сессия с Whitesnake» в 1987 году. Я был приятно удивлен тем, сколько свободы в действиях мне было предоставлено группой «Deep Purple» в период гастрольного тура по Европе.

Наблюдаешь ли ты за концертной деятельностью своих бывших коллег – Мура, Блэкмора и Ковердейла?

Конечно, я с интересом смотрю, как же они меняются с годами, становятся старше. Однако лично с ними я не разговариваю.

А что ты можешь сказать о «Blackmore's Night»?

Мне нравится.

За все время своей деятельности ты играл на многих клавишных инструментах – всевозможные синтезаторы, орган Хаммонд, фортепиано. А какие из них тебе больше всего полюбились?

По моему, нет конкурента большому роялю Стейнвей, но, по правде сказать, он не «клавишный». Тогда по очереди: Хаммонд модель B3, Moog Minimoog модель D, Moog Memorymoog Plus, Yamaha CS80.

Что касается современных инструментов, то я играю на пианино Kurzweil PC88. У него превосходный звук, а также отличные способности миди-контроллера. Также я обожаю синтезатор Kurzweil K2000. И не прочь воспользоваться линейкой Korg Trinity. В случае если не получится играть на настоящем органе «Хаммонд, то подойдет Roland VK7, пропущенный через Hughes & Kettner Rotosphere.

Насколько давно ты пользуешься интернетом и какова его роль в твоей жизни?

Уже три года. Но я там, в основном, развлекаюсь, чем делаю что-то полезное.

Всем известно, что есть поклонники, которые тихонько делают записи концертов, а потом передают их друг другу. Каково твое отношение к этому?

Такое было во все времена. Это никак не изменить и не искоренить.