Английские хард-рокеры, придумавшие главный гитарный рифф XX века Smoke on the Water, на покой не собираются. Пока многие их ровесники предпочитают почивать на лаврах, лишь изредка выбираясь на сцену, Deep Purple выпускают все новые альбомы. В своем недавнем интервью клавишник группы Дон Эйри рассказал, на каких китах стоит сейчас мировой музыкальный бизнес:
На протяжении последних десяти лет источники доходов музыкантов менялись, и весьма кардинально. Мы видим, что на них влияло распространение Интернета и новых медианосителей, популярность торрентов и прочего. На чем сегодня зарабатывает глобальный шоу-бизнес?
— Да, сегодня доходы с продажи физических носителей и авторские гонорары значительно снизились. Но в той же пропорции выросли доходы с концертов. У людей снова появился интерес слушать и видеть группы живьем. Поэтому основные доходы дают именно выступления.
Это понятно, когда речь идет о группах вашего уровня. Но при таком раскладе — на что тогда живут молодые музыканты, которые еще не собирают стадионы?
— Предполагаю, что обходятся, как могут. Они тоже получают определенные деньги с концертов. Но молодая группа с точки зрения денег — это как стартап в любом бизнесе: помимо собственно творчества, у них примерно одни задачи и проблемы. Нормально, что они часто подрабатывают — например, уборщиками, работают в музыкальных магазинах. Или преподают. Здорово помогает, когда есть финансово самостоятельная подружка с собственным жильем! (Улыбается)
Я неоднократно сталкивался с мнением, что бесплатная музыка в Интернете вообще поставила крест на прибыльности музыкальной деятельности. Даже для групп самого высокого уровня. Так ли это на самом деле?
— Не знаю, музыка никогда не была таким уж прибыльным занятием. И мы в Deep Purple уж точно не занимаемся ей из-за финансовой составляющей. Мы делаем это просто ради удовольствия. Ради возможности ездить на гастроли. А еще потому, что это для нас единственная возможность обзавестись девушкой. (Смеется)
Что вы думаете про сам тренд — про перемещение музыки с физических носителей в виртуальное пространство? Это зло или благо?
— Честно говоря, это в какой-то степени выбило почву у нас из-под ног. Нам, например, стало сложнее продвигать нашу группу в оффлайне. С другой стороны, социальные сети открыли перед нами новые возможности для другого, виртуального продвижения. Так что можно отнестись к этому философски. Как говорят французы, чем сильнее вещи меняются, тем больше они остаются прежними.
Сегодня многие группы начинают высказываться в том духе, что записывать альбомы уже нерентабельно, — все равно их никто не покупает, проще скачать. Исполнители часто сами размещают свои записи в Сети — на официальных сайтах или трекерах, или сервисах, где каждый поклонник может заплатить за альбом столько, сколько пожелает. Недавно вы выпустили новый альбом, и он взлетел в мировых чартах. Расскажите, как записывать такие востребованные альбомы?
— В этом нет никакого секрета. Чтобы писать востребованную музыку, надо вкалывать. Найди себе отличного продюсера, отправляйся вместе с ним в хорошую звукозаписывающую студию и работай там — так быстро, как только сможешь. И не думай слишком много о том, что должно получиться в итоге. Будь самим собой, отдавай музыке все, что у тебя есть. И только потом, после всего этого, надейся, что люди поддержат тебя, покупая твои диски.
Не возникало ли у вас желания открыть бизнес, не связанный с музыкальной деятельностью?
— Честно — нет.
Каким вы видите будущее группы лет через пять?
— Ха-ха! Музыканту сложно предсказать, что с ним случится в ближайшие пять минут, не говоря уже о пяти годах! Но если серьезно, всегда надеешься, что камни продолжат катиться своим чередом.