Стив Морс: «Главное, заниматься тем, что приходится по душе, и никогда не пренебрегать мнением аудитории»

Британская рок-группа Deep Purple, совершающая в настоящее время европейское турне, готовится к выступлениям в России. Уже 6 ноября исполнители представят вышедший в этом году альбом «Now What?!» в московском спорткомплексе «Олимпийский», а 8 ноября — на сцене Ледового дворца Санкт-Петербурга.

Гитарист легендарного коллектива Стив Морс в интервью по телефону поделился информацией о предстоящих российских концертах: «У нас еще нет точной программы выступлений, зато есть список композиций, которые мы можем исполнить во время нынешнего тура. Так, в него вошли семь вещей с нового альбома, из которых мы пока играем пять. В принципе, мы отрепетировали все композиции, но для живого исполнения больше всего подходят именно семь из них».

По словам гитариста, все упирается в физическое состояние вокалиста группы, 68-летнего Иэна Гиллана, который уже давно испытывает проблемы с голосовыми связками и с которым неизменно согласуется текущий репертуар: «Я не знаю, в какой форме будет Иэн, что станет с его голосом, когда мы до вас, наконец, доберемся; какие песни он сможет вытянуть, а каки — нет. Это полностью зависит от Иэна: ему ведь глубоко за 60. Тем не менее, этот поразительный человек невероятным образом адаптируется к графику и переносит все тяготы гастролей. Иэн постоянно находится в разъездах, и так — всю жизнь!. Так что только Иэн способен решать, сколько по времени он сможет петь и какие именно композиции следует отобрать с учетом состояния его связок».

Стив Морс затруднился раскрыть причины, по которым география российской поездки Deep Purple, в отличие от предыдущих туров, охватывает в этот раз лишь Москву и Санкт-Петербург, но пообещал наверстать упущенное: «Надеюсь, в скором будущем мы вернемся, чтобы выступить в ряде городов на востоке России. Возможно, это произойдет уже в апреле».

На вопрос о прекращении совместной деятельности или изменениях в составе музыкант ответил: «Я не знаю [когда это случится]. Это очень сложный вопрос. Разумеется, такое решение [о роспуске группы] мы будем откладывать до последнего и продолжим работать до тех пор, пока не окончим свои дни в какой-нибудь очередной гостинице. Вот как все произойдет на самом деле!».

К слову, аналогичной точки зрения придерживается и 65-летний ударник Иэн Пэйс — единственный член коллектива, играющий в нем с момента основания в 1968 году. «Полагаю, что Иэн Пэйс тоже гордится группой и ее историей, ведь он был свидетелем ее появления на свет в 1960-х годах, и я не думаю, что он мечтает увидеть кого-нибудь другого в качестве барабанщика Deep Purple, — поделился самый «молодой» участник квинтета. — Что касается меня, то я хотел бы играть на гитаре в этой команде вплоть до ее последнего шоу».

О новом альбоме

С гораздо большим удовольствием Стив Морс принялся рассуждать на тему достоинств нового альбома. По его словам, музыканты Deep Purple довольны качеством диска «Now What?!», который также пришелся по душе как критикам, так и поклонникам. Однако, он совершенно не осведомлен об уровне продаж и конкретными цифрами не располагает: «Мы об этом как-то не особо задумывались. Ведь новый альбом сродни птенцу, покинувшему родное гнездо: улетел, и дело с концом. Следующее, что обычно делаешь, это прикидываешь, какие песни лучше всего подходят для живого исполнения, и отправляешься в турне».

Между тем, он все же отметил, что вышедшая после 8-летнего перерыва 19-я студийная пластинка Deep Purple «была довольно тепло встречена как критиками, так и поклонниками», хотя это не является ключевым показателем: «Ни один альбом не может нравиться абсолютно всем, и так было всегда. Поэтому опытные музыканты никогда не придают большого значения мнениям критиков. Самый главный критик — тот, который находится внутри тебя. Очень важно по окончании работы почувствовать, что ты выложился на 100 процентов. Я уверен, что наше последнее музыкальное творение получилось очень высокого качества, и оно дает прекрасное представление о состоянии дел в группе, о накопленном ею опыте».

На вопрос о количестве сочиненных в нынешнюю сессию песен и их названиях Стив Морс ответил: «У некоторых из них и названий-то не было. Я, например, предложил свыше 20 композиций, но Боб Эзрин [знаменитый канадский продюсер] оставил лишь треть из них для дальнейшей работы. Так что некоторые из этих идей даже не были реализованы. Что касается уже записанных песен, то они когда-нибудь увидят свет, например, в качестве бонус-треков на японских изданиях.

Боб Эзрин великолепно наладил студийный процесс. Роджер [Гловер] фиксировал все репетиции на пленку — ведь именно Роджер и Иэн [Гиллан] отвечают за все дела в группе, а Боб потом прослушал эти записи и отобрал около 20 композиций. Они имели рабочие названия, а постоянных у них не было, — продолжил Стив. — Я сотрудничал с Бобом и раньше, в частности, во время работы над последним альбомом группы «Kansas» с моим участием [«In the Spirit Of Things», 1988]. Он по сути является одновременно суровым игроком и жестким тренером, но результат того стоит». Поэтому, по его словам, он активно выступал за приглашение Эзрина в качестве продюсера нового альбома.

Отвечая на вопрос о вкладе, который Боб Эзрин внес в творческий процесс, Морс сказал, что «Боб сделал массу аранжировок. Он предлагал внести изменения в инструментальные партии, в тексты песен, и все с ним соглашались, так что он в полной мере заслужил упоминания в качестве соавтора всех композиций альбома».

Вместе с тем, Стив Морс сообщил, что участники коллектива не строят далеко идущих планов, так что говорить о возвращении в студию пока рано: «Мы никогда не обсуждаем ничего подобного. Мы просто время от времени собираемся, чтобы прокатиться по миру и получить удовольствие от общения друг с другом. Deep Purple не входит в число групп, которые планируют каждый свой шаг. Мы не знаем, что принесет нам будущее и чем мы займемся в следующем году».

В свою очередь, в свободное от основной работы в составе Deep Purple время гитарист реализует творческий потенциал на стороне, а в редкие часы досуга пилотирует собственный самолет. Коснувшись вопроса о своей давней привязанности — авиаполетах, он с удовольствием отметил, что она как и прежде имеет для него приоритетное значение, но теперь уже только как хобби. «Я до сих пор остаюсь пилотом, а ведь когда-то даже работал по этой специальности», — подчеркнул Стив, добавив, что эти времена остались далеко в прошлом, а сейчас он отдает предпочтение легкой авиации. «У меня был одноместный российский спортивно-пилотажный «Яковлев», я на нем лет восемь летал и только недавно заменил, поскольку захотел двухместную машину. Летаю каждый день, когда нахожусь дома. Это позволяет мне расслабиться».

Отвечая на вопрос о любимых песнях Deep Purple, Морс выделил «Highway Star» (1972), «Hard Lovin' Man» (1970) и композицию с нового альбома под названием «Above And Beyond».

О «The Beatles»

А корни его увлечения роком лежат в далеких 1960-х, когда мир был покорен «The Beatles»: «Их первое живое выступление на американском телевидении потрясло меня. Я был тогда ребенком, но сразу понял: это именно то, что мне нужно. Джордж Харрисон впечатлял своей техникой, а Джон Леннон, исполнявший партии второй гитары, поражал безумной энергетикой. Сейчас появляется много качественной музыки, но беда в том, что стать профессиональным музыкантом теперь гораздо труднее. Интернет изменил привычный уклад жизни. Ты создаешь свой сайт, собираешь группу и — вперед. Но на хлеб насущный заработать музыкой вряд ли получится, — с сожалением констатировал он. — Взять хотя бы моего сына. Он — большой энтузиаст своего дела, работает с полной самоотдачей, но приходится ему весьма несладко, несмотря на то, что технически он играет лучше меня. В любом случае, невозможно овладеть чем-либо в совершенстве за очень короткий промежуток времени, и я никогда не перестаю учиться игре на гитаре. Главное, заниматься тем, что приходится по душе, и никогда не пренебрегать мнением аудитории.


Архив новостей