МДМ, Москва, Россия - Специальный репортаж (10.10.03)

Итак, подошли к концу столичные концерты Blackmore’s Night 2003-го года. Сказать о том, что они удались – означает не сказать ничего. Во время своего первого визита в столицу, весной 2002-го года, музыканты отыграли концерт в БСА, оставив у фанатов достаточно противоречивые впечатления. Кому-то выступление чрезвычайно понравилось, а кто-то в некоторой степени был разочарован.

Только год спустя у самого Блэкмора удалось узнать, что в то время его настроение было очень плохое, и выступление свелось к отыгрышу «обязательной программы». В 2003-м году, несмотря на несколько проблем, фанаты смогли самолично убедиться, что может происходить на сцене, когда музыканты пребывают в прекрасном настроении.

Концерты были достаточно разные, но их нельзя было сравнить по принципу «хуже или лучше». Каждый концерт отличался оригинальностью. Первый – более акустический, мелодичный и лиричный. Второй – заводной и веселый, более «драйвовый». И перед тем как начать описание концертов, сразу бы хотелось оговориться, что крайне тяжело каждый вечер раскладывать «по полочкам» - настолько единое, цельное впечатление оставили выступления. Именно по этим причинам сложно дать детальные оценки каждому номеру выступления, но, несмотря на это, постараемся вспомнить наиболее интересные моменты.

Кэндис и Ричи прилетели в Москву поздно вечером 9-го октября. Время их прилета менялось несколько раз, в связи с этим ожидающие фанаты провели в залах Шереметьево-2 около пяти часов ожидания. Приблизительно в 23.30 музыканты наконец спустились по трапу и вошли в зал. Ричи был чрезвычайно любезен – раздал множество автографов и подписал несколько новых альбомов. А Кэндис, в свою очередь, просто очаровала всех своей приветливой улыбкой.

С самого утра 10-го числа начались серьезные проблемы. При получении аппаратуры в аэропорту неожиданно выяснилось, что целых 7 контейнеров отсутствуют: хурди-гурди, мониторы, дека Aiwa и другая техника. Оказалось, что вина лежит на немецкой компании «Люфтганза», которая не догрузила в самолет весь багаж. Нечеловеческими усилиями вся пропажа была найдена, и в скором времени доставлена в столицу.

Не зная деталей этой операции, можно отметить, что подобная работа, когда багаж доставляется другим рейсом в течение 7-ми часов, под силу исключительно профессионалам высочайшего класса.

Утром музыканты отправились на МДМ, где Ричи тщательно изучил сцену, зал, посидел на нескольких креслах и походил по рядам. После чего было дано интервью телеканалу Культура. Одновременно с этим были отменены некоторые организационные мероприятия, под предлогом, что это будет мешать музыкантам готовиться к выступлениям.

Приблизительно в 18 часов публика наполнила фойе МДМ. В 19.30 двери зала держали закрытыми, такие задержки – обычное дело. Поклонники терпеливо ждали, опустошая содержимое буфетов. Достаточно большое количество фанатов пришло в костюмах – охотники, пираты, маги, трубочисты, феи – всех и не перечислить. А группа молодых людей в одеждах из средневековья, распивающая на лестнице коньяк из пластиковой посуды, внесла в общую картину торжества элементы сюрреализма. Следует отметить клуб любителей Толкиена, костюмам которых мог бы позавидовать театр. Они, кстати, позже заняли весь второй ряд.

Но время шло, и примерно за час до заявленного времени начала выступления двери все равно оставались закрытыми. По громкой связи дважды объявили, что организаторы и музыканты просят подождать еще немного.

Около 9 вечера людей начали запускать в зал. К фанатам вышла переводчица музыкантов и сообщила, что Кэндис почувствовала себя очень плохо, долго ждали карету Скорой помощи. Но Кэндис решила, что, несмотря на недомогание, концерт должен состояться. Позже стало известно, что московские врачи буквально поставили Кэндис на ноги, и весь концерт она пребывала в хорошем настроении. Остается только восхищать ее необычным мужеством.

Само выступление началось приблизительно в 21.40. У многих были определенные опасения, что свалившиеся проблемы могут пагубно сказаться на настроении музыкантов. Но уже после первых аккордов Ричи на гитаре стало понятно, что все в полном порядке. Появившаяся вскоре Кэндис была встречена бурными аплодисментами. Дальнейшее действо никак, кроме как праздником назвать было сложно. Кэндис поблагодарила поклонников за терпение и держалась на сцене великолепно.

Те фанаты, кому повезло оказаться поближе к сцене, могли с легкостью слышать разговоры Ричи и Кэндис. По первым же фразам музыкантов стало ясно, что они пребывают в замечательном настроении.

Запомнилось несколько веселых моментов. Ричи подкрадывался к поющей Кэндис (она не замечала его), наклонял голову и прислушивался. Слыша ее голос, он удивленно поднимал брови и, удовлетворенно кивнув головой, уходил на место. Другой момент – Ричи показывал на первый ряд и заявлял Кэндис что-то вроде «не могу понять, почему эти люди так глупо одеты?», на что в ответ из зала слышались крики: «Мы всегда так одеваемся». Не обошли вниманием и редактора А. Гусенкова. Блэкмор сказал Кэндис, что «Вся публика сегодня его воодушевляет, за исключением его», и показывает пальцем на редактора. Разумеется, над этой шуткой смеялся весь зал.

Ричи и Кэндис вскоре начали спрашивать у зала, что бы им сыграть. Хотя «16th Century Greensleeves» явно была заготовлена заранее, многие были удивлены, когда музыканты, снова спросив у зала, какую песню они хотят услышать, краем уха уловил «Wish You Were Here», и Блэкмор, обернувшись, сказал «Ок». Немного удивленная Кэндис переспросила, на что получила утвердительный кивок. Так была исполнена совершенно незапланированная песня.

Говоря в общем, сет-лист концерта редактировался по ходу выступления. Да и само выступление было построено таким образом, чтобы Кэндис могла побольше отдохнуть. Особенно это было видно в начале вечера – множество инструментальных проигрышей, акустики, спокойных и мелодичных моментов. «Minstrel Hall» фактически, был сыгран дважды – Блэкмор сделал два захода, превратив обычную версию песни в удлиненную. Время от времени Ричи с вопросом смотрел на Кэндис, как бы интересуясь ее самочувствием, на что всегда получал улыбку в знак признательности. Все было в полном порядке.

Несмотря ни на что Кэндис пела просто великолепно. Вначале показалось, что остались какие-то сложности с вокалом, но уже после исполнения первой песни стало понятно, что эти проблемы вызваны исключительно звуком, из-за несогласованной работы техников. В правой стороне сцены стоял необычный девайс – пропавший «хурди-гурди». Однако в этот вечер, он, к сожалению, так и не заработал. Блэкмор подходил к нему, щелкал несколько раз переключателями, что-то вертел, но вскоре бросил эту затею (как стало ясно позже – только до следующего выступления).

Группа играла просто великолепно. Особенно следует выделить «Ghost of the Rose», которая многим понравилась еще с альбома. В живом исполнении этот трек получился настолько проникновенным и лирическим, что восторга зрителей нельзя было передать словами. Но как исполняет ее Кэндис – просто нет слов.

Ричи Блэкмор играл на акустической гитаре, мандолине, частенько брал в руки и белый «Стратокастер». Для тех зрителей, которые потрудились прийти в костюмах, была специально исполнена "Renaissance Faire". Невероятно красивыми получились "I Still Remember" и "Diamonds And Rust", но в особенности "Soldier Of Fortune". Даже оригинальная версия от Баэз, наверное, проиграла по всем статьям.

Отдельно хотелось бы отметить скрипача, которого называли Lord Marnen. В прошлом году многих покорил Крис Дивайн, его предшественник, с которым было крайне сложно конкурировать. Блэкмор увел всю группу со сцены, оставив на ней только скрипача. Жест Ричи – ладонью по горлу, наверное, не предвещал Лорду ничего хорошего. Соло на скрипке длилось не более трех минут, и зажечь Марнен смог по-взрослому, включив в программу даже «Подмосковные вечера». С парня пот лился ручьем, и группа вернулась. Вскоре выяснилось, что у Лорда в этот день был день рождение, и для него всей группой была исполнена песня «Happy Birthday to you».

Основную программу завершал «Writing on the Wall», который содержал рифф из «Burn» и великолепное соло на «страте» - поклонники рыдали от восторга. В каждом номере Ричи показывал настоящий мастер-класс. С заметным удовольствием и в отличном настроении.

Нельзя не выделить собравшуюся публику. В конце концов, на концерт собрался, как говорится, «свой зритель». Пьяных было минимальное количество (да и те, которых довелось услышать, требовали исполнить какую-нибудь песню на заказ), огромное уважение и бурные аплодисменты доставались всем музыкантам. Море подарков и цветов. Молодые девушки подарили Кэндис самодельный браслет и плюшевого мишку. Она с искренним удовольствием приняла подарки, сразу же надев браслет на руку. После того, как группа вышла выступить на бис, и Блэкмор заиграл «Beyond the Sunset», весь зал просто замер – тишина была гробовая. Никогда не доводилось видеть чего-то подобного.

Заключительная песня «Now and Then», стала отличным завершением удивительного концерта. Была даже уверенность в том, что если бы не было задержки, то музыканты могли поиграть и подольше. Но, к сожалению, все хорошее достаточно быстро заканчивается. Цветы, овации, подарки… Кэндис, Ричи и другие музыканты, дружеские рукопожатия со зрителями. Волшебство, которое было на сцене около двух часов, заканчивалось.

Некоторые зрители были довольно скептически настроены перед концертом, но после него у многих из них мнение поменялось радикально. Что ж тут скажешь – отличная музыка не может не порадовать огромное количество поклонников. Эта музыка предназначалась для сердца.

День второй

Надежда на то, что здоровье Кэндис будет в порядке, не оправдалась. Несмотря на то, что публика в зал была запущена практически вовремя, задержка составила около 50-ти минут. При этом произошло тревожное и в меру уникальное событие: уведомив публику о нехорошем самочувствии Кэндис, переводчица пригласила выступить Sisters of the Moon, которые спели две песни без какого-либо музыкального сопровождения (во время второй песни им помог Bard David, клавишник). После их исполнения сцена опустела еще на 20 минут.

Концерт вскоре начался. И снова множество взглядов было направлено на Ричи Блэкмора. Он, несмотря на все неурядицы, снова прибывал в отличном расположении духа. Да и Кэндис, если сравнивать ее состояние с прошлым вечером, была в хорошем настроении. Выступление дышало неким задором.

Ричи постоянно подшучивал над своей женой и, что бывает достаточно редко, говорил со зрителями. Совершенно умилительный момент, который особенно подчеркивал практически домашнюю атмосферу в зале, произошел во время исполнения «Home Again». В этом треке каждый куплет, как многие знают, начинается с паузы, и Кэндис исполняет первые строки в абсолютной тишине. Однако перед выступлением Кэндис должен был звучать гитарный перебор Ричи. И вот, остается последний куплет. Кэндис набирает воздуха в ожидании проигрыша. Но наступает тишина. Она переводит взгляд на Ричи… Далее следовал бессловесный разговор одними взглядами и жестами.

Кэндис, поднимая брови: «Играй наконец!». Ричи, указывая кивком на микрофон: «Давай пой!» Кэндис: «Сыграй это» (витиеватый жест на гитару). Ричи, пожав плечами, быстренько сыграл нужный проигрыш и снова посмотрел на Кэндис. Та, обращаясь к залу: «Ричи нравится, когда последнее слово за ним». Смех в зале и на сцене. Только после этого песню, наконец, допели до конца.

В первом ряду сидел один из самых крутых поклонников творчества Кэндис и Ричи – небольшого роста японец, имя которого осталось неизвестным. Он ездил за группой по всем странам мира (был он и в прошлом году в Москве), и этот концерт у него был 143-м по счету. И именно в этот вечер произошло неординарное событие – после исполнения нескольких песен Блэкмор подошел к японцу и отдал одну из своих гитар в качестве подарка. До этого такой чести был удостоен только Райнер, основатель немецкого фан-клуба группы.

Конечно, японец и ожидать не мог подобного подарка. Позднее он рассказывал, что именно с этой гитарой Ричи Блэкмор записывал трек «Past time with good company». Случилась и традиционная раздача пива, первый стакан снова был вручен японцу, но и несколько других стаканов перекочевали в зал.

Снова не повезло редактору Гусенкову. Во время аплодисментов Ричи, изображая на лице большое недовольство, покачав головой, демонстративно постучал в ладоши и показал пальцем на редактора, сделав жест – опустил большой палец вниз. Что тут и сказать, не каждому достается почувствовать себя в шкуре Иэнна Гиллиана. Скрипач снова сыграл соло, которое на этот раз было несколько короче, но на этот раз публику услышала родную «калинку-малинку».

Как уже было отмечено ранее, концерт, в общем, прошел на значительном подъеме. В основной программе появились "The Clock Ticks On" и "Village On The Sand". Песни ознаменовались использованием знаменитой «хурди-гурди», которая издала очень необычные звуки, немного напоминающие волынку. Выступление группы на этом было завершено.

Публика устроила самую настоящую овацию – вставшие со своих мест поклонники ни на секунду не задумались о том чтобы расходиться. Группа вышла на сцену примерно через минуту. Неподалеку стоящая девушка сказала: «Вот сейчас и начнется концерт». И она была во многом права, ведь весь концерт шел, как говорится, по нарастающей. Помимо этого, еще не сыграли «Writing on the Wall». В такой вечер просто не могла не прозвучать эта песня.

Итак, Блэкмор берет в руки стратокастер, и после красивого гитарного проигрыша – «All for One»! Публика была заведена с пол-оборота. После последовал второй трек – «Writing on the Wall». От души, с burn, по-настоящему. В зале нельзя было найти сидящего человека.

Автографы, рукопожатия, цветы. Ричи делал вид, что с большим трудом оттаскивает Кэндис от фанатов. Место перед сценой было просто забито, никто не собирался уходить. Наверное, нельзя было найти в зале человека, который бы остался недоволен выступлением. На мгновенье показалось, что на этом все закончилось, но только на мгновенье. Неистовый зал требовал продолжения.

Незаметно на сцене появился один Ричи, взял стратокастер и вышел на середину (остальные музыканты оперативно заняли свои места). Подарок для фанатов был по-настоящему королевским – Ричи зажег «Black Night»! И зажег с нескрываемым удовольствием, смотря на зал, ожидая воплей в такт ключевым аккордам.

Стоит ли говорить, что публика с удовольствием ответила на призыв – весь зал пел «Black Night». Со стороны группы ее исполняли Кэндис и Роберт, басс-гитарист. Хотя их почти не было слышно из-за публики, зрелище было поистине феноменальное. Блэкмор играл настолько самоотверженно, что на секунду показалось, что он вернулся в молодость. И снова показалось, что это конец вечера. Ричи быстро попрощался с публикой и скрылся за кулисами. Неужели музыканты выйдут и в четвертый раз?

Наверное, 11-го октября на Комсомольском проспекте московские сейсмологи зафиксировали подземные толчки – мало того, что Ричи вышел в очередной раз на сцену, он заиграл…ни как обычно, он просто взорвал столицу своим риффом. Именно этот рифф вознес его на вершину музыкального олимпа. Именно тот рифф, которым он заставлял сердца миллионов поклонников биться сильнее на протяжении 30-ти лет. Который гениален и прост, который был исполнен тысячи раз. Это был «SMOKE ON THE WATER»!!!

Исполнение этого трека стало сюрпризом не только для публики, но и для музыкантов, которые были просто оглушены реакцией публики. Кэндис пела с публикой или наоборот – понять было невозможно. И это вовсе не главное. Главнее то, что Ричи Блэкмор сделал для российской публики то, что не делал ранее уже несколько лет. Да, были концерты в 97-98 годах, где исполнялись отдельные попурри, но чтобы так, отыграв концерт, исполнить легендарную песню…

Наконец Ричи закончил выступление, дав публике попеть вволю хором. И только после этого стало ясно, что праздник подошел к логичному завершению. Ведь ждать чего-то большего после такой феерии просто невозможно. В зале был потушен свет, техники начали разбирать аппаратуру, отдавая поклонникам оставшееся пиво и отказываясь подарить бумаги с сет-листом. Эмоции закончились – все они остались в музыке, которая звучала на протяжении двух вечеров в этом зале.

У служебного выхода толпились поклонники, которые жаждали хотя бы еще раз взглянуть на группу. Но ожидающий музыкантов черный Мерседес, сделав лихой маневр, направился к главному выходу, где по лестнице быстрыми шагами спускались Ричи и Кэндис. Они на ходу быстро поблагодарили фанатов, и огни автомобиля исчезли в ночной Москве.

Увидят ли Ричи московские поклонники еще раз? Остается только надеяться, что да. Позднее было сказано, что уже давно никто не видел Ричи после концерта в таком хорошем настроении. Наверное, этому во многом поспособствовал российский зритель.

Нельзя не сказать несколько добрых слов в адрес JSA. Следует напомнить следующее. До 2002-го года приезд Ричи Блэкмора был отменен несколько раз из-за причин, связанны с отечественными промоутерами, которые хотели организовать выступление с многочисленными нарушениями контрактных обязательств. После нескольких попыток, менеджер Блэкмора стал с большой осторожностью относиться к идеи приезда в нашу страну.

Концерт 2002-го года в Лужниках стал огромным успехом JSA, который показал, что в России есть такие компании, которые способны организовать приезд звезд любого уровня. И сам тот факт, что в 2003-м году JSA снова смогла организовать такой праздник, говорит о том, что для музыкантов образовалась проторенная дорожка в нашу страну, которой они смогут воспользоваться в будущем. За это огромное спасибо JSA. В конце хотелось бы отметить, что музыка группы завоевала множество новых поклонников.