ГЦКЗ «Россия», Москва-Специальный репортаж (19.04.06)

Четвертое явление Ричи Блэкмора в Россию состоялось с помощью нового промоутера, который называет себя «контрмарка.ру» (ранее приглашавшая компания JSA отошло от подобных дел, посвятив работу технической составляющей концертов). Кроме того, местом проведения концерта был выбран идущий вскоре под снос КЗ «Россия», что могло придать событию только неповторимый и уникальный антураж из фейерверков сварки, лязга металла и куч строительного мусора в близлежащей окрестности.

Справедливости ради следует отметить, что такая разрушительная деятельность снаружи еще не коснулась самого зала, скорый конец которого придавал билетам легкий оттенок эксклюзивности.

Сразу бы хотелось сказать пару слов о билетах. Подобного идиотизма с продажей заветных квитков во время гастролей Blackmore’s Night еще не было. Эту тему мы еще захватим в конце обзора, т.к. она коренным образом повлияла на характер самого концерта. Кроме того, как вскоре выяснилось, сам концерт находился под угрозой отмены. Документы на аппаратуру оказались неправильно оформлены (так и не выяснилось, кто же был в этом виноват), также в аэропорту некоторая часть багажа оказалась вскрытой, очевидно, что с целью хищения. Отметим, что эта цель так и не была достигнута, но, ни группе, ни организаторам это происшествие настроения не прибавило.

Приятный и неотъемлемый атрибут концертов – дружеская встреча знакомых по форуму deep-purple, состоялась до концерта, и, как это обычно бывает, продолжилась после него. Некоторые активисты российского фан-клуба группы были замечены с подарками, которые, в конце концов, все-таки были им переданы.

По русской традиции, в холл КЗ стали пускать за полчаса до ранее заявленного времени, так что задержка концерта более чем на один час сама собой подразумевалась. Помимо этого, в 2002-м году, публику пыталась разогреть группа «Шервуд», чье очень старательное, но скучное выступление было никак не воспринято. В конце концов, публика была рассажена по местам, улажены все конфликты с билетами, отобраны фотоаппараты и музыканты появились на сцене.

Состав группы не претерпел изменений с тех пор, как музыканты посетили Санкт-Петербург в 2004-м году - Candice Night, Ritchie Blackmore, Bard David of Larchmont, Sir Robert of Normandy, Squire Malcolm, Tudor Rose, 'Sisters of the Moon' - Lady Madeline and Lady Nancy.

По сет-листу было нетрудно заметить, что с альбома 2006-го года, «The Village Lanterne», планировалось исполнить только три песни - "Child In Time / Mond Tanz", "St.Teresa", "Streets Of London". В остальном концерт предполагал под собой исполнение старых лучших песен. То, что новая пластинка была представлена настолько скромно – кому-то очень понравилось, кому-то – отчасти нет. А некоторая часть аудитории оказалась вообще не в курсе подобных тонкостей с песнями. Но даже несмотря на это, исполняемые песни звучали великолепно, а 2-минутное соло Ричи во время «Ariel» стало золотым моментом всего концерта.

Ожидаемый многими мастер-класс в исполнении Блэкмора состоялся и нельзя словами передать впечатления от его игры. Справедливости ради следует отметить, что остальные участники коллектива так же не подкачали. В очередной раз приятно удивила Кэндис, вытянув чрезвычайно сложную партию в уже знакомой «Ariel» - в прежние годы подобные эксперименты с голосом давались ей несколько сложнее. Только в своей группе Кэндис смогла почувствовать себя как рыба в воде.

Великолепно спели и лунные сестрички, клавишник Девид Бард порадовал всех (в первую очередь, Блэкмора) какой-то неизвестной застольной песней.

Наиболее популярная и используемая позиция в коллективе – скрипка. Можно отметить, что Тудор Роуз, работающая на этой позиции в группе с 2004-го года, стала достаточно хорошей заменой предшественнику, Марнену. Хотя, отметившийся визитом в 2002-м году Дивайн, все же остался вне конкуренции.

Кроме упомянутой ранее «Ариэли», довольно сложно выделить наиболее яркие моменты выступления – настолько вдохновенно и здорово все было исполнено. Настоящим бальзамом на душу стала филигранно исполненная Ричи «Ода к радости», более известная как "Difficult To Cure", ставшая неким экскурсом для старых поклонников в славное прошлое Блэкмора, нежели иная классика.

Группа пребывала в великолепном настроении. Блэкмор раздавал пиво, шутил с музыкантами и Кэндис, и, как могло показаться, ничего не могло предвещать каких-либо проблем. Даже дежурные идиоты, требовавшие все выступление играть «Больше рейнбоу», не особо напрягали, и, услышав громогласную фразу «Придурок, кончай орать», замолчали окончательно.

Но – большое «УВЫ». К середине концерта стало окончательно ясно – такую публику расшевелить, никак не получится. Во многих отношениях «мертвый» зритель, со скучным лицом, не понимающий ни шуток, ни интересных концертных фишек, реагировал на все только ленивыми и сдержанными аплодисментами. Нужно отдать должное группе, она делала все, чтобы завести зал. Даже побежавшая в зал Кэрол Стивенс, пытавшаяся поднять публику на «Home Again», смогла заставить это сделать только десяток человек, которые поддержали уже традиционный момент. Остальные люди, которые сидели спереди, смотрели на них, совершенно не понимая, что здесь происходит.

Даже обычную просьбу Кэндис подпеть ей во время исполнения «Under a violet Moon», смогла поддержать только галерка (это можно было хорошо услышать с первых рядов). Остальная же часть публики (наверное, более 70%), сидела с каменными лицами половину концерта, а остальную половину просто спала с открытыми глазами. Вообще было совершенно непонятно, что все эти люди делали зале, помимо питья газировки и поедания различных фруктов – так и осталось большой загадкой того вечера. Наверное, если бы в буфете еще продавали поп-корн, то ведерки с ним стали бы «отличным» венцом всего происходящего.

Да и не хочется больше обсуждать эту тему. В итоге, музыканты чрезвычайно качественно отыграли обязательную программу, однако – не более того. Не было каких-либо долгих и любимых «анкоров», рукопожатий и поклонов. Группа быстро ушла со сцены, включился свет. Все выступление продлилось около полутора часов.

Сравнить этот концерт с прошлым просто невозможно – из всех четырех явлений Blackmore’s Night, те два октябрьских концерта 2003-го года стоят особняком. Особенно выделяется второй вечер в МДМ, который принято считать одним из самых известных и блестящих выступлений музыкантов за всю карьеру группы. Но то, что легко поддается сравнению – это состав публики в МДМ в 2003-м и в «России» в 2006-м. Почему же три года назад организаторы смогли наполнить зал «своим зрителем» два вечера подряд, а на этот раз этого даже близко не получилось сделать?

Наконец пришло время вернуться к организаторам сего действа. Известно, что КЗ «Россия» является одним из самых престижных и, соответственно, дорогих в Москве. Политика организаторов в отношении продажи билетов была направлена только на заработок наибольшего количества денег, а в этом, как известно, хороши даже самые грязные методы. Билеты выбрасывались скромными партиями и распространялись при помощи «сторонних агентств», которые не мелочились и со своими наценками. Продажа билетов с максимальным номиналом в 5000 рублей за 7500 – это, пардон, ни в какие ворота не лезет.

Такие методы умеренно поддерживали ажиотаж (мол, берите, что осталось). Этот ажиотаж вызывал определенную и вполне логичную панику у настоящих поклонников творчества – никто не мог понять и не знал, в действительности ли это последние билеты или все же будут еще и «попроще»?

В кассах самого КЗ «Россия» билеты то продавались, то, типа, кончались. А за неделю до выступления организаторы скинули в рынок билеты в первые ряды, просто обманув менеджеров группы, которые строго запрещают это делать (по вполне понятным причинам). Такое поведение организаторов не могло радовать ни поклонников творчества, ни саму группу. Ведь сложно было надеяться на то, что это останется незамеченным и никаких последствий и этого отъема денег не будет.

Стоит ли и говорить о том, что горе-организаторы добились вполне закономерного результата – подобными манипуляциями и стоимостью билетов они с легкостью отсекли «своего» зрителя, а на ее место пришли люди, которые, если не все, то многие, услышали имя Blackmore, только в тот момент, когда просто покупали билет на концерт, чтобы приятно провести вечер в компании «каких-то» известных музыкантов. Да и что тут обсуждать, еще в фойе «России» многим поклонникам стало понятно, что состав публики сегодня будет большей частью «не тот». А если какой-то зевака случайно увидел бы людей, то, скорее всего, он бы подумал, что они собрались на очередной бизнес-семинар, но никак не на концерт заводных музыкантов.

В 2003 году, МДМ был наполнен людьми, которые два вечера подряд раскрашивали зал в различные цвета и оттенки при помощи своих интересных и необычных костюмов. Около десятка человек, которые своим внешним видом никого не могли удивить и не вызывали ровно никаких эмоций, не считая, конечно, доброжелательных и непонимающих улыбок. В «России» в костюмах пришли всего несколько человек (пять или шесть), и на них глазели, как на проезжающих мимо артистов театра или цирка. Аналогичным образом можно высказаться относительно обычной символики на майках – как могло показаться, сегодня этим уже никого не удивить. Но даже на эту простую атрибутику любых музыкальных концертов было брошено множество косых взглядов.

На этой достаточно пессимистичной ноте, наверное, можно и закончить рассказ о концерте Blackmore’s Night в 2006-м году, если бы не одно интересное обстоятельство. То, что подобные концерты, когда музыканты не могут «раскачать» публику, случаются у всех без исключения артистов – отнюдь, не секрет.

И в том, что произошло в концертном зале «Россия» упрекнуть группу просто невозможно – они старались, как могли. Виноватыми остались в этом даже не публика, которая просто не поняла стараний артистов, а организаторы, которые старались заработать наибольшее количество денег, совершенно не задумываясь о своем престиже и имидже. Ведь им стоит подумать, что в следующий раз с ними просто не будут работать и это обстоятельство понесет куда большие убытки, нежели отсутствие огромных наценок на билеты.

Пускай кто-то ушел с концерта с четкой мыслью о том, что он зря потерял время, мы то с вами прекрасно знаем, что это выступление можно оценить только самыми высокими оценками. А тот факт, что на этот раз просто не получилось своеобразного локального праздника, который был три года назад, - может в следующий раз?