Roger Glover. «Gitarre & Bass», Ноябрь 2005

- Роджер, я хотел бы выразить свое удивление тем, что на концерте, который прошел вчера, прозвучала пара новых песен, несмотря на то, что выход альбома еще не состоялся. Не боитесь, что появятся пиратские записи?

- До выхода этого альбома остается немного времени. Ко всему прочему для нас это вполне обычное дело, ведь многие песни мы исполняем до выхода альбомов. Это касается, например таких песен как «Child In Time», «Highway Star» или «Speed King». Сочинение песен у нас происходило даже во время настройки звука. Сейчас ситуация изменилась. Тогда не было интернета, и доступ к пиратским копиям был не таким свободным.

Нам просто хотелось попробовать, как будут звучать новые песни со сцены. Этим самым мы доставили радость не только пиратам, но и самим себе. Если прозвучавшие песни понравятся зрителям, то они купят новый альбом.

- Вы научились понимать, какая песня может быть настоящим хитом, а какая не должна покидать пределы студии?

- Для нас характерна импровизация. Мы не стремимся к обдумыванию каких-то идей заранее. Мы начинаем играть, экспериментировать с аккордами, поэтому все наши песни достойны стать хитами. Те альбомы Deep Purple, которые являются студийными, становятся для нас концертами, проведенными в студии.

- Как-то ты сказал о том, что у Deep Purple чередуются легкие альбомы с тяжелыми. Если ты называешь «Bananas» легким альбомом, то логично предположить, что альбом под названием «Rapture Of The Deep» был записан с большими муками?

- Наша история действительно богата таким фактом. Но «Rapture Of The Deep» стал исключением. Мы не испытывали особых сложностей с его записью, хотя были незначительные проблемы. Находясь в студии каждый из нас высказывал разные мнения по поводу того как все должно быть сделано правильно. Каждый хотел, чтобы его мнение стало решающим. В результате все прошло не так плохо, как я ожидал. После записи «Bananas» наши гастроли не прекращались на протяжении двух лет. Конечно, это хорошо, но мы испытывали скуку от отсутствия записей в студии. Именно поэтому каждый из нас обладал настроем на запись хорошей пластинки. В работу вложили огромнейшее количество энергии.

- Дай характеристику «Rapture Of The Deep». Схожесть, с каким из ваших предыдущих альбомов он имеет?

- Запись этого альбома (впрочем, как и всех остальных) является настоящим путешествием, которое не лишено приключений. Мы начинали его писать и не знали, чем это все закончится. Этот альбом имеет схожесть со всеми теми альбомами, запись которых проходила особенно быстро.

- Приведи пример…

- Это может быть, например альбом «Perfect Strangers», который появился из ничего. Я могу гордиться тем, что принимал участие в записи одной из его главных песен. Этот момент считаю лучшим за всю свою жизнь. Однако во мне присутствует неуверенность из-за того, что не все в этой пластинке доработано до конца. Я считаю, что более тщательная работа с этим альбомом привела бы к лучшему результату, чем мы получили.

Удовлетворение от работы и ее результата никогда не может быть полным. Я не исключаю того, что какие-то наши песни могут не нравиться слушателям. Сложно всем угодить. Я и сам, если бы была такая возможность, переписал некоторые наши песни, сделав их несколько другими. Но для Deep Purple характерна командная работа, поэтому мы обсуждаем идеи, которые предлагает каждый.

Иногда сам выдвигаешь какую-то идею, которая после обсуждения становится совершенной иной. Мы не стремимся ориентироваться на то прошлое, которое было у нас. Наше стремление основано на том, чтобы заниматься созданием чего-то нового. Именно это позволяет группе существовать. Мы честны со всеми.

- Что поменялось после того как из вашей группы ушел Джон Лорд, а его место занял Дон Эйри? Какова была реакция публики?

- Я прошу не воспринимать сказанное мною негативно. Мне хотелось бы начать с другого. У меня произошла встреча со Стивом Морсом. Тогда он выступал с группой «Dixie Dregs». Этот человек мог стать прекрасным выбором для нас. В тот момент он задал мне единственный вопрос, который касался моих пожеланий относительно него. Мой ответ был предельно прост, я сказал ему, что хочу, чтобы он не менялся, копируя Ричи Блэкмора или сочиняя песни в его стиле. Нам не нужен был другой Ричи. В нашей группе должен был быть Стив Морс.

Этот поворот был таким же, как и в ситуации с Доном Эйри. Первый концерт с ним состоялся пару лет назад. В тот момент он всего лишь подменял Джона, который болел. Мною была отправлена пленка, по которой Дон должен был выучить необходимые клавишные партии. После того как концерт закончился я похвалил его. При этом в ответ услышал его признание о том, что впервые минуты своего выступления он пытался подражать Джону. И лишь потом понял, что от него требуется игра Дона Эйри. В тот момент я не ждал от него другого ответа. Джон представляет собой личность, обладающую особым стилем. Дон также имеет свой собственный стиль, который ничуть не хуже. Взаимодействие между Доном Эйри и Стивом Морсом отличается от того какое наблюдалось между Джоном и Стивом.

- Почему новую пластинку продюсировал Майкл Брэдфорд, а не ты?

- С моей стороны никогда не отмечалось стремления к этой работе. Было время, когда никто кроме меня не мог выполнить, эту роль.

- Присутствовало ли с твоей стороны недовольство результатом или может быть процессом?

- Да, причем и тем, и другим.

- Неужели? Я по-настоящему удивлен.

- Если бы сейчас можно было что-то поменять, я бы изменил все. Некоторые из записанных песен могли бы звучать совершенно по-другому, да и мелодии были бы не те. Я не испытываю удовлетворения ни от одного из своих альбомов. Мне всегда хочется что-то поменять в лучшую сторону. Именно поэтому считаю себя не подходящим человеком для подобной работы. Если с нами в одной команде работает человек со стороны, то я испытываю свободу действий. Это положение дел меня устраивает в большей степени.

- Майклу Брэдфорду наверняка сложно будет работать с опытным продюсером в твоем лице. Ты оказываешь ему какую-нибудь помощь?

- Я высказываю свои идеи как музыкант. Я могу говорить как об игре, так и о звучании. Когда работает Майкл, я замолкаю. Это не тот человек, который испытывает необходимость в моих советах. Этот вопрос лишен объективной правды. У каждого из нас присутствует лишь субъективное мнение. Я буду уважать его до того момента, пока не почувствую, что катастрофа близка.

- Для Deep Purple характерна демократия?

- Безусловно, мы относимся к числу самых демократичных групп. В противном случае группа распалась бы уже давно. У нас никогда не было проблем с творческими идеями. Порой это мешает работать, ведь каждый стремится отстоять свое мнение. Наличие музыкальных разногласий не ведет к личной вражде. Если кому-то кажется, что музыка звучит не настолько хорошо как могла бы звучать, даются советы. Подобный процесс может ассоциироваться с политическими дебатами. Если идея не нравится, остается, лишь деликатно объяснять, в чем причина.

Умение прислушиваться к чужим мнениям очень важно. У нас в группе всегда присутствует рабочая атмосфера. Каждый готов понять, что не каждая идея, которая получает огласку, хороша, как может кому-то казаться. Это может произойти абсолютно с каждым, когда в голове зарождается идея, и она кажется просто гениальной, но обсудив ее с остальными, понимаешь, что это полный бред. Часто бывает и наоборот.

- Когда Блэкмор ушел, произошли в этом плане изменения в лучшую сторону?

- Нет, некоторое время все было также как и в ситуации со Стивом. Ричи имел свои представления о создании песен. Наша группа основана на игре, игре на гитаре, а она была подвластна Ричи, ведь именно он был гитаристом. Этот музыкант имел большое значение для группы. Однако все наше творчество не является заслугой только Ричи, работала целая команда.

- Сложно ли было перейти от игры с Блэкмором к Морсу?

- Да, ведь с Ричи я понимал, что от моей музыкальной индивидуальности многое зависит, чего не происходит с Морсом.

- Какова теперь твоя роль?

- Моя роль состоит в том, чтобы быть бас-гитаристом. От моей игры многое зависит. Благодаря бас-гитаре можно добиться совершенно нового звучания. Это можно назвать новым шагом в истории нашей группы.

- Тебе нравится это в большей степени?

- Конечно, но и раньше было неплохо.

- На сцене наверно все же труднее, ведь приходится уделять все свое внимание игре?

- Нет. Достаточно выучить свою партию.

- Расскажи о том, как происходила запись бас-гитары на альбом под названием «Rapture Of The Deep».

- Моим инструментом являлся Vigier. Запись происходила под игру барабанов, за которыми сидит Иэн Пэйс. Я испытываю полное доверие к его чувству ритма. Когда-то мы пользовались специальным устройством, которое называлось Click-Track. Из-за него было испорчено несколько песен.

- Приведи пример.

- Например «Wasted Sunsets». Эта песня наполнена чувством, но слушатели ее услышали слишком холодной из-за этого устройства. Задача технических новшеств должна состоять в том, чтобы придавать песне индивидуальность, а не забирать ее. Главным для нас являются выступления на концертах.

- Как происходит работа в студии? Вы выбираете только лучший вариант из тех, что был записан?

- Не всегда. Записывая «Rapture Of The Deep» мы не располагали временем для этого. Запись происходила до тех пор, пока не было получено конкретного результата. Потом мы уже пробовали определять, где и что находится. Многие песни были записаны с одного раза.

- Неужели?

- Да, это так. Ни одна песня не была сыграна больше чем два раза.

- Тебе нравится, как звучит бас-гитара на «Rapture Of The Deep»?

- Если бы я играл сам, то звук не стал бы делать таким глубоким. Но то, что ты слышал, является результатом решения Майкла Брэдфорда.

- Так все-таки нравится или нет?

- Да, потому что я сам не смог бы так сыграть. Этот звук можно назвать агрессивным и резким. Однако я не стремлюсь к подобной игре. Мне по больше по душе гармония бас-гитары с ударными.

- На сцене присутствует такая же аппаратура, которая установлена в студии?

- Нет, на сцене установили колонки и усилитель SWR. Та аппаратура, которая есть в студии намного компактнее и при этом разнообразнее.

- Поделись своими планами на ближайший год? Можно ли ждать сюрпризов?

- Сюрпризы можно ждать от нас хоть каждый вечер. Например, в виде разной игры одной и той же песни. Это помогает в психологическом плане.

- Зрителям удается это заметить?

- Те, кто считаются нашими постоянными слушателями, наверняка замечают. Они принимают нашу спонтанную игру. Баланс между хитами и вновь записанными песнями найти всегда сложно, всем не угодишь. Мы не просто играем одно и то же, а то, что желают слышать те, кто приходит на наши концерты. Не каждая новая песня хороша для того, чтобы ее исполняли на концерте. В следующем году от нас можно ждать революционных перемен. На наших концертах можно будет услышать множество новых песен.

- Задам последний вопрос: есть ли среди тех песен, которые вы долго не играли, любимые?

- Да, на альбоме под названием «Fireball» есть такая песня «Fools». Мы долгое время не играли ее вообще, и лишь попробовав один раз, поняли, что это отличная песня. Возможно, она попадет в концертную программу.