Дворец спорта «Лужники», Москва, Россия (23.02.04)

Фестиваль в Москве, под названием «Герои Рока», который провела 23 февраля 2004 года компания Roxx Music, дал нам великолепную возможность в течение одного вечера увидеть большое количество легендарных музыкантов: Nazareth, Slade, а также относительно новый Hughes-Turner Project – это, для настоящего меломана, просто как бальзам на душу. Как мне известно, организация такого масштабного события – в трудовой деятельности Roxx Music первое на счету, но, не смотря на это, уже сегодня можно уверенно сказать о том, что с организационной стороны проведено всё было очень достойно.

Выступление НТР, впрочем, было в России не единственным. Музыканты, после фестиваля в Москве, дали ещё 2 концерта, которые прошли в Челябинске и Уфе.

Накануне

В Москву НТР прибыли за день. Многочисленная группа журналистов и фанатов встретила их уже в аэропорту, они просто атаковали Тёрнера, а Хьюза едва из виду не упустили.

Пресс-конференция была проведена вечером. К моему большому сожалению, попасть в столицу в этот день мне не удалось, именно поэтому о данном мероприятии судить могу только по рассказам очевидцев из фан-клуба «Deep Purple». В целом, прошла конференция довольно обычно: вопросы журналистов, неточные переводы и множество других неинтересных моментов.

Пикантный момент случился тогда, когда ребята из фан-клуба спросили: будут ли исполнять НТР ту песню, которая «всех времён и народов». Призадумались отцы. Немного позже, в момент молчания журналистов, вновь был повторён этот вопрос в том же стиле, вроде как, без «дыма-то над водой»… Считаю, что если бы название "Smoke On The Water" прозвучало в третий раз, то HTP спели бы её прямо на пресс-конференции. Джо и Гленн заверили в том, что данную тему они детально проработают.

По моему мнению, самое интересное произошло позже, в менее формальной обстановке. С самой хорошей стороны проявили себя Тернер и Хьюз, так как общались с фанатами с удовольствием. «Звёздные» замашки полностью отсутствовали. Также выяснилось, что музыканты, а в особенности Джо, наделены незаурядным чувством юмора и открыты для общения. Музыкантам Дрибущак подарил по книжке, у них она вызвала неподдельный интерес, который перешёл в просмотр фото и взрывы хохота в тот момент, когда они находили там что-то юморное.

День настал

Из Питера в Москву приехали Nazareth и Slade, они сразу отправились для установки саундчеков и аппаратуры в Лужники. И как всегда, беда пришла оттуда, откуда её совсем не ждали.

Наверное, зрители помнят, что тридцатиминутную задержку 1-го выступления объяснили тем, что «возникла проблема с органом у одного из американских гостей из НТР» (кроме Тернера, американцев больше не было, причём даже среди техников, но это не важно). На самом деле причиной послужило то, что предоставленный группе синтезатор их клавишник видел впервые в жизни. Из-за чего такая накладка вышла, не знаю, но сотрудникам Roxx Music срочно пришлось искать замену. Найдена она была в виде полнофункционального и антикварного «Хаммонда». Стоимость этого дивайса, как мне стало известно, превышает 40 000 долларов. Верю в эту цифру искренне.

Остальные этапы подготовки, насколько я могу судить, прошли без осложнений.

Cum On Feel The Noize

Наконец, закончив бесконечный саундтрек, на сцену в 16:30 вышли Slade. Они очень лихо выскочили на сцену и грянули свой популярный гимн "Cum On Feel The Noize" так, что тем, кто находился возле портальных колонок, пришлось очень и очень плохо, так как такого "noize" и "feel" мало чьи перепонки могли выдержать.

Само же выступление оставило довольно смешанные впечатления. В течение часа музыканты на «ура» выдали все свои классические хиты от "Coz I Luv U" до "Mama Weer All Crazy Now". Нынешней Slade я прежде никогда не слышал, поэтому ожидал хоть какого-нибудь сходства с классикой, но увы и ах – зрелище было удручающим. Было, как казалось, всё: глэм, забойный дух рок-н-ролла, драйф, веселье и шоу Дейва Хилла, но… Сорванный, чудовищный голос вокалиста убивал мелодично всё, что только что было сыграно, номер за номером, куплет за куплетом. Это наглядное подтверждение очень старой истины о том, что главный инструмент на сцене – это вокал, который может вознести группу до небес с входящими в её состав посредственными музыкантами, или разнести в прах музыку виртуозов. Такого ощущения надувательства я никогда ещё не испытывал.

Также удалось узнать, что в будущем, воротилы шоу-бизнеса вряд ли будут рассматривать, группу Slade как потенциальных гастролёров. Этому послужило довольно критическое снижение художественного уровня коллектива. Достоверность этой информации ещё под вопросом, но воротил этих понять можно, ведь по всем параметрам выступление Slade было самым худшим из полутора десятков их концертов, которые довелось мне посетить.

Итак, фестиваль, давайте рассмотрим положительные моменты 1 выступления. По-прежнему Slade верны своему духу рок-н-рольной бесшабашности – веселуха на сцене, переодевания, экстравагантные одежды. Дейв Хилл олицетворял в себе настоящий ураган энергии, демонстрировал какое-то гротескное представление. В своём первом костюме: немыслимых ботиках и шляпе, он зажигал по-взрослому. Слышал потом мнение, что якобы его «шоу» переходило временами в кривляние, но согласиться всё, же с этим не могу – свой имидж люди отрабатывали старательно и годами. А вот чего точно у Дейва не отнять, так это отличной способности к акробатике.

Между мониторами, специально для этой цели, для молодого бас-гитариста и него были поставлены тумбы-ящики, на которые музыканты запрыгивали и выделывали разные пассажи. 2 раза Хилл умудрился опрокинуть свой ящик вниз со сцены. Моментально Роуди подыскивал ему новую тумбу, этот момент у них оказался отработан до автоматизма. Отметить стоит и невероятную гитару, которую Дэйв взял в руки во второй части концерта, - удивительный и странной формы наворот, содержащий в себе множество светящихся огонечков. Музыка их – бесхитростный и без изысков рок-н-ролл, уровень, скорее всего, школьников из семидесятых годов. Может быть, моё отрицательно впечатление было бы и совсем другим, но если бы не…

Пятая колонна

В отрицательном имидже Slade немаловажную роль сыграли «герои звука». На фестивале работали две команды техников. Из Питера приехала 1-ая, накануне она озвучивала Nazareth и Slade. 2-ая, которая прибыла вместе с НТР, всё делала по своему (о них речь заходила выше).

Если честно, то в лезть в теоретические рассуждения о том, что же всё-таки повлияло на общую звуковую картину, не хочу. Что это могло быть: халатное отношение инженеров, пустые пластиковые кресла, акустика Лужников или что-нибудь ещё? Даже и не знаю. Достоверно могу сказать, что концерт мог быть проведён на более качественной аппаратуре. В адрес Roxx Music в данном случае нарекания бессмысленны, так как администрация Лужников другую аппаратуру просто не допустила бы использовать. У организаторов не было выбора, поэтому-то и пришлось за приличные деньги арендовать то, что в «луже» и было. Лужниковская аппаратура качеством, как оказалось, вовсе не блещет.

Итог можно назвать неутешительным, так как половина фестиваля была испорчена. Когда выступала группа Slade, звук шел с диким искажением, явной перезагрузкой главной акустики и слишком задранными средними частотами. После 30 минут их выступления, зрители стали отступать дальше по партеру, так как громкость вызывала сильные болевые ощущения. Некоторые зрители, незаинтересованные в визуальном контакте, как потом выяснилось, всё выступление находились в буфете. Они говорят, что Slade там было прекрасно слышно. Как самому себе верю!

Сама группа после выступления выразила глубокое недовольство звуком и покинула Дворец спорта очень быстро.

Шотландский сюрприз

На сцену, после очередного саундтрека, вышла легенда - Nazareth. Уже с первых аккордов, стало очевидно, что всё безобразие со звуком прекратилось. Звучала группа, так чисто, звук был прозрачен настолько, что после всех предшествующих издательств благодарно хотелось разрыдаться на крепком плече звукорежиссера. Инструменты звучали каждый по отдельности, очень чётко, а голос Дэна МакКаферти просто превосходно.

В общем, выступление получилось великолепным, можно даже сказать, неожиданным. Nazareth, со времён прошлогоднего тура по России, значительно переработали свой сет-лист. В него вошло столько инноваций, что только с помощью спецов с форума, под названием «Thanks to Eric» удалось восстановить некоторые названия.

Выступление открывала"Changin' Times", потом был раритет среди живых, композиция "Not Faking It". Вернулась в "Miss Misery" выставка из "Please Don't Judas Me", которая исчезла год назад. Классика также не была забыта: "Hair Of The Dog", "Razamanaz", "Love Leads To Madness","Shine On", песни "This Month's Messiah" и "Kentucky Fried Blues", которые ранее исполнялись крайне редко. Вместо «Кокаина», который ожидали зрители получить на бис, были неожиданно исполнены "Night Woman" и полюбившиеся российской публикой "Love Hurts" и "We Are Animals".

Играл Nazareth великолепно. Прекрасно пел Дэн, при этом он одаривал зрителей отеческой улыбкой, как обычно, «дедушка» Пит Эгню светился доброжелательностью, показывая всем своим видом, что тёплый приём россиян ему жутко нравится. Нарекания в адрес Джима Маррисона (гитариста) я не совсем понимаю. Играть он старается, передаёт «фирменный» сауд замечательно, брать инициативу и излишне выпятиться не стремится, будто помнит о том, чьё место занимает. Наверное, так как исполнялся в основном только старый материал, именно такая манера – это лучший вариант, чем собственное «умничание» с классикой этой группы. Довольно увеличившийся в размерах Ли Эгню не подкачал, он грамотно и чётко играл.

Забавный момент произошел с волынкой, на которой попытался исполнить соло Дэн в «Собачьей шерсти». Она не заработала даже с помощью прибежавшего техника. Маленькую аварию в итоге обратили в хохму: с опечаленным видом Дэн сел на монитор, а лицо закрыл руками. Джим и Пит подошли к нему одновременно и погладили его по головке, тем самым вернув «мальчику» замечательное настроение. Относиться к сегодняшнему Nazareth можно по разному, но я уверен в том, что эта группа достойна по жизни звания «Героев Рока».

Размышления в паузе

После замечательного выступления группы Nazareth, у меня закралось сомнение – не окажутся ли настоящими хэдлайнерами шотландцы. Начался очередной бесконечный саундтрек…

Хьюз на предварительном прослушивании был крайне недоволен акустикой зала, жаловался, что сам себя на сцене не слышит. Немного забегая вперёд, могу сказать, что в первой половине концерта он делал знаки инженерам, показывал пальцем вверх – проблема, видимо, всё-таки какая-то осталась.

Было круто

Концерт начался. Тернер, погрузневший, но при этом выглядевший всё также молодо для своих лет, вызвал одним своим появлением волну эмоций у девушек, которые находились в первых рядах. Гленн Хьюз, одногодок Джо, казался ещё моложе лет так, примерно, на 35: чёрные очки, «мушкетёркий» стильный костюм, шляпа с мохнатыми полями – имидж на один миллион долларов.

Как истинный фронт-мэн, Тернер позировал фотографам с большим удовольствием, из-за сценических мониторов я слышал его и был удивлён отличными голосовыми кондициями: слегка бархатное и чистое звучание. Конечно, голос Гленна – это отдельная тема. Даже не знаю, есть ли ещё в природе такие одарённые вокалисты, кондиции голоса, которых становятся с каждым годом всё лучше и лучше. Главное-то как… Как же они, чертяги, играли! Создавалось такое чувство, что эта группа даёт последний концерт в своей жизни – масса энергии и души в каждый бит было вложено…

Уже с первой песни ("Hold On") можно было понять, кто главный хэдлайнер на этом фестивале. Напористый, мощный трек прозвучал на порядок сильнее, нежели в студийном варианте.

Эстафета была подхвачена солидной композицией «You Can't Stop Rock'n'Roll», которая перешла в бешенный "Death Alley Driver". Стоит отметить, что разделение в пении нового и старого репертуара было довольно чётким. В песнях, которые исполнял Г. Хьюз, Джо участия практически не принимал, а порой и вовсе уходил со сцены в то время, когда Тернеру постоянно подпевал Хьюз. В этом был определённый смысл, если учесть особенности их голосов.

Звучание Джо резко изменилось после того, как, не дожидаясь окончания «Драйвера», мы перешли в партер: его заметно искажал звук порталов, добавлялся незначительный хрип. Если учитывать то, что в течение всего одной песни я определил разницу, то могу с уверенностью сказать, что на «Звезде Автострады» большое количество зрителей просто не слышало, как звучал голос Тернера на самом деле.

В песне «Losing My Head» я вновь ощутил преимущество концертного исполнения над студийным, событие, которое должно было свершиться свершилось. Г. Хьюз явил нам настоящий классический шедевр "Mistreated".

Конечно, вокал просто от бога. Взимающийся легко до немыслимых высот, прозрачный и чистый – описать очень трудно, слова этого не побоюсь, впечатление от данного исполнения "ABSOLUTELY F*****' AMAZING". Получился "Mistreated" монументальным номером, на мой взгляд, лучшим из всех на всём фестивале. Только одно омрачало – у Г. Хьюза начались неожиданные проблемы с микрофоном, так как несколько раз появлялась шипяще-свестящая помеха на высоких нотах.

Из исполненного, также можно отметить и композицию «You Keep On Moving», которая стала выдающимся «живым» номером, а впоследствии классикой концертов Хьюза. Песню эту пел весь зал, поэтому сложилось такое впечатление, что парящий вокал Хьюза нам только подпевал… Не буду скрывать, к этому треку у меня ностальгическое, трепетное отношение. Заключительная песня альбома, которая ещё к тому же завершила, целую музыкальную эпоху. Символ просто удивительный – последнее, соло «Хаммонда», ставшее классикой, а также полное трагизма история о закате популярной и великой группы, отчаянный манифест, который призывает несмотря ни на какие преграды двигаться дальше… Многие, наверное, хотели поклониться Гленну за то, что он удивительным образом возвращает нас в середину 70-х годов, при этом даёт полностью прочувствовать грустные, но незабываемые нами страницы великой истории легендарной группы, носящей название «Deep Purple».То, как это делает Хьюз, перенося нас в прошлое, ни один бутлег не в состоянии повторить. Гленн с нами исполнял "You Keep On Moving" – просто фантастика!

"Street Of Dreams" – мечта детства. Да уж, как это могло бы прозвучать, но… Именно в этом месте технические вопросы начали решать «герои звука». Микрофон Тернера на высоких нотах сильно хрипел, с чудовищной перезагрузкой пошли клавишные, всё стало громче, всё кроме гитары. Хотя, дисбаланс очень быстро устранили, подтянув его до уровня органа. Превалировать над остальными начали средние частоты. Трек сам был сыгран и спет отлично, но JJ Marsh, копировать Блэкмора не пытался, поэтому-то и отыграл своё соло не так уж и удачно.

На удивление сильной получилась "Gettin' Tighter". Г. Хьюз совершал проходы с гитарой, соло сыграл великолепное (слава богу, но руки звукоинженеров его инструмента не коснулись). Версия вышла интересной, но и заметно утяжелённой, нежели оригинал.

На одном дыхании прозвучали "Ride The Storm", "I Surrender" и "Stormbringer". Целым праздником души стал «Буревестник», так как сыгран и спет он был просто превосходно. Во время исполнения "I Surrender", если я всё правильно помню, отключился орган, поэтому Харальдссон начал махать руками на техников. Локализировал проблему он сам: вышел из-за инструмента и вставил выпавший штекер на место. «Хаммонд», приветливо замигал огонёчками, игра снова возобновилась.

Отгрохотала композиция "Ride The Storm" (разобрать в партере кто и что поёт из вокалистов, было просто невозможно), в свою очередь музыканты удалились на перерыв.

Очень уж своеобразно использовали паузу техники. Звук изменился от «достаточно плохого» до «очень ужасного», громкость возросла ещё больше. Именно поэтому всю оставшуюся часть концерта звук представлял собой сплошную звуковую неразбериху, но, тем не менее, лучше всего можно было различить ударные и гитару.

«Анкоры» получились ну просто убойно-боевыми. Замечательная "Devil's Road" незаметно сменилась на так долгожданную композицию "Spotlight Kid", которая была исполнена Тернером просто превосходно. Впрочем, с классическим соло JJ Marsh вовсе не справился, хотя в течение всего концерта перед ним стояла очень уж сложная задача. Всё дело в том, что сольных партий клавишник группы вообще не играл, а предоставлял это право Джей-Джею. Произошло так, что гитаре из Швеции пришлось ещё и «за того парня» играть.

Действо завершилось на высокой ноте - "Burn". Необыкновенный драйв, однако, инструментальные партии прозвучали несколько сумбурно. Жаль, но этот номер был заключительным. Жестом Гленн показал на горло, означало это то, что спеть ещё что-то он не в силах. Тернер же напротив, был, как «огурчик», даже сложилось впечатление, что за его плечами не было изнуряющего концерта, остальные музыканты выглядели достаточно утомлёнными. Впрочем, так и должно было быть, ведь темп всего выступления был удивительно диким.

"Smoke On The Water"? В сет-листах, лежавших на сцене, я видел, что после "Burn" было написано - "Smoke", но что-то видно не сложилось.

Разбор полетов

Большим поклонником вокала Гленна в эпоху группы «Deep Purple» (в 70-х) я не был никогда, но могу засвидетельствовать, что на сегодняшний день Хьюз намного рациональнее и грамотнее использует свой голос. Особенно это было заметно в совместном пении с Тернером. «Одеяло на себя» Гленн не перетягивает, чувство меры он прекрасно знает, очень часто в пурпурную эпоху, фанаты упрекали его за отсутствие в группе. Очень уж нравится им тот титул, который ему присвоили несколько лет назад – «Голос Рока», факт остаётся фактом – даже в свои 52 года Хьюз обладает изумительными голосовыми кондициями. Это – своего рода бриллиант.

Приятно удивил Джо Линн Тернер. Не испортил впечатления, даже посредственный звук, который скрыл от зрителей его истинный голос. Он по прежнему является великолепным фронт-мэном, который знает себе цену, а также может вовремя отойти на второй план, проявляя при этом, в первую очередь, уважение к коллегам по цеху. Люди, которые общались с ним, рассказывают, что впечатление о его внутреннем шарме создаётся только положительное.

Гитарист JJ Marsh, ставший известным по сольным альбомам Г. Хьюза, оставил после себя довольно противоречивое впечатление. Стоит отметить, что на порядок интереснее он выглядел на сцене, нежели в студии. Рифы он играл замечательно, но в моментах импровизации изобретательности он никакой не показал. В общем, когда – так себе, а когда – нормально. Выше уже говорилось, что Курту трудно приходится при замене партии клавишных. Нелёгкими были и задачи, к примеру, отыграть за двоих в композиции "Burn", а также в "Spotlight Kid" построить своё соло, ведь в первоисточнике играет сначала гитара, а уж затем клавишные, а потом новая гитара. Несмотря на это, он отработал на «хорошо».

Томас Броман играл на ударных, высшими его достижениями были записи с John Norum (Джоном Норумом) и Scott Soto (Джеффом Сото). На данном концерте он отыграл отлично, поэтому нареканий в его сторону нет.

Кьел Харальдсон стал слабым звеном. Никаких следов его участия я выявить в концерте не мог. Ограничивался он бэкграундным шумом, сольные партии не играл вовсе. Только в один единственный момент клавиши отчётливо звучали – вступление композиции "Street Of Dreams". Музыкант, так или иначе, вообще никакого впечатления о себе не оставил. Он ничего не испортил, но ничего и не внёс…

Некоторые зрители после концерта находились в плачевном состоянии, можно сказать, даже в обморок падали. Да я и сам, даже на 2 сутки, всерьёз о медпомощи подумывал. Надеюсь, что замеченные мной в партере дети лет четырёх и пяти вреда здоровью не получили.

После концерта музыканты оценили звук, как нечто среднее.

Эпилог

В общей сумме на концерте было порядка 3-4 тысяч человек. Для масштаба «Лужников» эта цифра не очень-то и убедительна. В возрасте разброс, как и всегда, бывает на концертах рок-динозавров, достаточно велик: встретить можно было и мужчин седовласых и девушек молоденьких, которые «по полной» отрывались.

Конечно, нужно отдельно поблагодарить Алексея Насонова, Андрея Игнащенко и Машу Кей, а также всю компанию Roxx Music за данное событие, ведь несмотря ни на что, оно стало великим праздником.

Увидим ли мы в будущем НТР – я не знаю, да и мало кто может сейчас сказать: сколько ещё продержится этот дуэт. Со сцены Гленн и Джо нас заверили в том, что рок-н-ролл им, скорее всего, оставить не удастся. Думать будем лишь о хорошем!

Встретимся на концертах!