История группы Deep PurpleНовый альбомШло время, а Deep Purple продолжали оставаться в тени, несмотря на все их усилия заявить о себе. Такое положение дел явно не шло на пользу их музыкальной карьере. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы Лорда не осенила замечательная идея, которую он озвучил менеджменту группы. Джон Лорд: Мысль написать произведение в стиле рок, которое могло бы сочетаться с симфонической музыкой, показалась мне просто гениальной. Я об этой думал еще в The Artwoods после того, как послушал альбом Дэйва Брубека «Brubeck Plays Bernstein Plays Brubeck». Ричи за мою идею ухватился двумя руками. Потом, уже после того, как у нас появились Гиллан и Гловер, Эдварс вдруг вспомнил о том, что я ему говорил тогда. Без всяких предисловий он мне заявил, что арендовал Алберт-Холл вместе с Лондонским филармоническим оркестром на 24-е сентября. Услышав эту новость, я сначала испытал приступ дикой паники, которая затем сменилась на бурный восторг. До благословенной даты оставалось три месяца – времени было вполне достаточно на подготовку. Я решил тут же взяться за дело. Deep Purple прибегли к помощи композитора Малкольма Арнольда, лауреата премии Оскар, задачей которого было наблюдать за рабочим процессом, а после он должен был занять свое место у дирижерского пульта. Многие отнеслись к смелой затее музыкантов довольно скептически, но благодаря поддержке Малкольма проект выплыл. Менеджмент группы привлек в качестве спонсоров газету The Daily Express и кинокомпанию British Lion Films, которая потом запечатлела это событие на видео. Гловер и Гиллан волновались от мысли, что им впервые предстоит выступать в самом престижном концертном зале страны. «Джон был с нами очень терпелив. Никто из нас не владел нотной грамотой, и мы буквально учились на ходу. У нас было что-то вроде шпаргалок, где были пометки, кто и когда должен вступать. Там было все расписано буквально по секундам и это сработало», – вспоминает Гловер. 24-го сентября 1969-го года был записан совместный альбом Deep Purple и the Royal Philharmonic Orchestra (запись была сделана с концерта, проходящего в Ройал Алберт-холле), а на прилавки американских магазинов он попал только через три месяца. Диск завоевал бешеную популярность, группой стали интересоваться репортеры различных изданий. По мнению музыкальных критиков здесь не обошлось без влияния Франца Воксмана, Дмитрия Тёмкина, Рахманинова, Малера и Сибелиуса. Многие отметили силу и жесткость гитарных партий Блэкмора, и в то же время некоторую затянутость оркестровых вставок. Несмотря на явный успех нового альбома, в группе царила напряженная обстановка. Чествование Джона Лорда как автора проекта не нравилось другим участникам группы, а Ричи это просто выводило из себя. Гиллан тоже почувствовал неприязнь к клавишнику из-за внезапно возникшей славы. «Промоутеры постоянно надоедали нам вопросами: «А оркестр будет?» На что мы им отвечали: «Симфонического вам не обещаем, но духовой можем пригласить», – вспоминает вокалист. Вскоре и сам Лорд понял, что приход в группу Гиллана и Гловера открывает для группы новые музыкальные возможности в совершенно иных плоскостях. Ричи Блэкмор на тот момент задавал свое направление – идея использовать «случайный шум» во время игры принадлежит ему. Гитарист достигал очень интересного звучания, совершая маневры с усилителями. Ричи постоянно приводил в пример музыку Black Sabbath и Led Zeppelin как идеальный образец для подражания. Гловер, благодаря своему сочному и яркому звучанию, заставлял подстраиваться под себя остальных. Что же касается мощного и очень необычного вокала Гиллана, то для стиля, предложенного Блэкмором, это было именно то, что нужно. На концертах музыканты продолжали экспериментировать в поисках своего собственного творческого пути. Тем временем компания Tetragrammaton, которая ранее спонсировала множество кинопроектов, оказалась на грани банкротства, так что участникам Deep Purple не оставалось ничего другого, как с головой погрузиться в работу, в надежде выплыть за счет беспрерывных концертов. Не имея никакой финансовой поддержки, музыканты полагались теперь на собственные заработки. Всемирный успехВ конце 1969-го года Deep Purple приступили к работе над новым альбомом, в котором смогли полностью реализовать свой творческий потенциал. Блэкмор сразу заявил, что новый диск должен состоять только из самых лучших и сильных вещей за всю историю существования группы. Все были с этим согласны и принялись трудиться на пределе своих возможностей. Запись «In Rock» продолжалась с сентября 1969-го по апрель 1970-го года. Выход альбома был задержан из-за того, что компания Warner Brothers выкупила все права обанкротившихся Tetragrammaton, а вместе с ними и контрактные обязательства перед Deep Purple. А тем временем в США был выпущен новый альбом группы «Live In Concert» (запись шла вместе с Лондонским Филармоническим Оркестром). Далее музыкантов пригласили в Америку с тем, чтобы те дали концерт в Hollywood Bowl. Deep Purple выступили в Калифорнии, Аризоне и Техасе, после чего 9-го августа были втянуты в очередной скандал прямо в концертном зале Национального джазового Фестиваля в Пламптоне. Все началось с того, что опоздавшие Yes должны были выступать как раз перед Deep Purple, но те не хотели уступать им свое время. В итоге Ричи Блэкмор в знак протеста устроил спектакль с поджогом сцены, после чего музыкантов вынудили уплатить штраф и лишили концертного заработка. Примерно с середины августа по сентябрь Deep Purple гастролировали по скандинавским странам. Диск «In Rock» вышел в сентябре 1970-го года. Альбом почти сразу достиг четвертого места в UK Albums Chart и около года держался в первой тридцатке. В Америке пластинка смогла занять только 143-е место. Менеджеры не смогли определиться с синглом, поэтому музыканты уединились в студии, чтобы срочно что-нибудь придумать. В результате этой запарки на свет появился «Black Night», который поднялся до второго места в UK Singles Chart и довольно долго держался на гребне волны. В декабре 1970-го года американский композитор Эндрю Ллойд Веббер по либретто Тима Райса написал рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда», которая в дальнейшем стала классикой жанра. В оригинальном варианте ведущую партию исполнил Иэн Гиллан. В 1973-м году вышла киноверсия этого произведения, которая отличалась от оригинала несколько иной аранжировкой и другим исполнителем главной роли – главную партию пел уже не Гиллан, а Тед Нили. Гиллан не смог принять участие в съемках этого фильма, потому что был полностью задействован в группе Deep Purple. В начале 1971-го года музыканты, приступили к записи нового альбома, совмещая работу в студии с концертной деятельностью. Из-за непрекращающихся выступлений и гастролей выход нового диска был сильно задержан – запись продолжалась аж до июня. Во время очередного турне Роджер Гловер плохо себя почувствовал – у него начались проблемы с желудком. Как потом выяснилось, таким образом организм басиста отреагировал на стресс в связи с постоянными разъездами (позже эта участь постигла и остальных участников коллектива – все они испытали те или иные проблемы со здоровьем). В июле в Британии был выпущен «Fireball», который возглавил местный хит-парад, а в Америке диск вышел в октябре (#32 Billboard 200). В его поддержку Deep Purple провели серию концертов в США и в городах Великобритании. Последнее выступление проходило в лондонском Альберт-холле, куда были приглашены ближайшие родственники музыкантов. А Блэкмор к тому времени постепенно занял главенствующее положение в группе, чем вызывал сильнейшую досаду и раздражение остальных участников команды. «Если Ричи говорит, что надо играть именно так и никак иначе, никто не может ему возразить», – признался Гиллан в интервью для Melody Maker в сентябре 1971-го года. Начатое американское турне было отменено в связи с болезнью Иэна Гиллана – вокалист Deep Purple подхватил гепатит. Выздоровление заняло два месяца, после чего певец вновь присоединился к своим коллегам для работы над новым альбомом, запись которого проходила в Монтрё, Швейцария. Музыканты попросили у Rolling Stones разрешения занять на это время их передвижную студию Mobile – участники Deep Purple намеревались расположиться на территории, прилегающей к концертному залу «Казино». В тот день должны были выступать Фрэнк Заппа и The Mothers Of Invention. Во время их концерта кто-то из зрителей швырнул в потолок горящую ракету, отчего случился пожар, но к счастью, никто не пострадал. А Deep Purple вынуждены были перебраться из обгоревшего здания в близлежащую гостиницу Grand Hotel, которую они арендовали специально для этой цели – там музыканты наконец-то завершили работу над своим диском. Молодые люди решили обыграть ситуацию и в свете последних событий написали песню, которая впоследствии стала их знаменитым хитом. Если верить легенде, Гиллан смотрел за затуманенную дымом поверхность озера и записывал на салфетках слова, приходившие ему на ум. Название придумал Роджер Гловер – по его утверждению начертание этих слов он увидел во сне. Вот так появилась на свет «Smoke On The Water». Новый альбом Deep Purple «Machine Head» увидел свет в марте 1972-го года. В Британии диск занял первое место, а в Америке сингл «Smoke On The Water» оказался в первой пятерке Billboard 200. Всего в США было продано около трех миллионов музыкальных копий. В июле 1972-го года музыканты для записи «Who Do We Think We Are?» – своего следующего студийного альбома отправились в Рим. Все члены команды уже были порядком измотаны, вдобавок положение усугублялось тем, что между Блэкмором и Гилланом в тот момент были не лучшие отношения – певец и гитарист не находили общего языка и постоянно цеплялись друг к другу. 9-го августа Deep Purple на время прервали работу над альбомом и отправились в Японию с концертами. В декабре 1972-го года был выпущен диск «Made in Japan», в который вошли записи, сделанные с выступлений в Японии (16-е место в Великобритании и 6-е – в США). В ретроспетиве его признали одним из самых сильных концертных альбомов, которые когда-либо записывались. В списке сильнейших альбомов можно так же увидеть «Live At Leeds The Who» и «Get Yer Ya-Ya’s Out» – The Rolling Stones. Джон Лорд вспоминает: Я не забыл то время, когда мы были на пике популярности. «Made in Japan» является, своего рода, олицетворением наших ценностей и принципов того времени. Японцы нас умоляли выпустить концертный альбом, на что мы им отвечали, что концертниками не занимаемся. В конце концов, под их напором мы сдались и издали-таки концертный альбом. Правда, записан он был на японской пленке, так как мы не хотели, чтобы его услышали за пределами Страны Восходящего Солнца. Потратили мы на все это дело порядка 3000 долларов. Результат нам самим понравился, и мы обратились к Warner Bros с предложением заняться нашим диском, но они нам ответили, что концертники сейчас особой популярностью не пользуются. Потом, когда «Made in Japan» все же был выпущен, он получил платиновый статус! «Смысл концертных записей состоит в том, чтобы добиться как можно более чистого звучания, и в то же время сохранить «живую» атмосферу концерта, то есть передать людскую энергетику, дать почувствовать накал страстей, присутствующий только на живых выступлениях. «Живые» концерты отличаются от студийных тем, что в студии невозможно воссоздать тот мощный энергетический импульс, который всегда присутствует в концертных записях», – говорит Блэкмор. В 1972-м году Deep Purple провели пять концертных туров в Америке, а шестой пришлось отменить опять-таки из-за болезни одного из участников – на этот раз неприятности возникли у Блэкмора. К концу года по количеству проданных музыкальных копий Deep Purple были признаны одной из самых успешных американских рок-групп, оставив далеко позади Rolling Stones и Led Zeppelin. Уход Гиллана и ГловераВо время очередных гастролей морально и физически вымотанный Гиллан принял решение уйти из группы, о чем поставил в известность лондонский менеджмент. Эдвардс и Колетта принялись уговаривать вокалиста не спешить с увольнением, и в итоге тот согласился закончить работу над начатым альбомом. И снова музыканты оккупировали студию Mobile Rolling Stones, но на этот раз запись проходила в Германии. Продолжая оставаться в группе, Гилллан уже перестал считать себя одним из Deep Purple – он гастролировал отдельно остальных, свел к минимуму общение с Блэкмором и избегал любых авиаперелетов. Альбом «Who Do We Think We Are» оказался очень удачным в коммерческом плане (Великобритания – 5-е место, США – 15-е), однако, по мнению самих музыкантов, это была не самая лучшая их работа. Критики сочли достойными всего лишь две композиции – «Mary Long», написанную в сатирико-публицистическом ключе и «Woman From Tokyo», имевшую большой успех на концертах и выпущенную синглом в Америке (#60, Billboard Hot 100). В декабре, когда «Made in Japan» занял свое место в хит-парадах, менеджеры принялись убеждать Лорда и Гловера в необходимости сохранить группу. Те, в свою очередь, стали уговаривать Ричи Блэкмора и Иэна Пэйса остаться в коллективе. Несмотря на то, что у музыкантов уже был запланирован собственный проект, они согласились, но с одним условием – Гловер должен быть уволен. А басист уже начал замечать некоторую холодность со стороны коллег. Гловер вызвал Тони Эдварса на откровенный разговор и тот ему признался, что Блэкмор настаивает на его увольнении. Не считая нужным ничего больше выяснять, музыкант подал заявление об уходе. 29-го июня 1973-го года состоялся их последний совместный концерт в японском городе Осаке, после которого Ричи, встретив Гловера на лестнице, на прощание сказал лишь: «Бизнес есть бизнес. Без обид». Теперь уже бывший участник Deep Purple тяжело переживал свою отставку. Ходят слухи, будто бы он три месяца не мог выйти из дома из-за обострившихся проблем со здоровьем. Иэн Гиллан тоже ушел из группы. Первое время вокалист музыкой не занимался – теперь его темой были мотоциклы. Однако мотоциклетный бизнес скоро наскучил музыканту и через три года он вернулся на сцену на этот раз с Ian Gillan Band. Что же касается Гловера, он после своего выздоровления вплотную занялся продюсерской деятельностью. |